Статьи и интервью

– Ваше Высокопреосвященство, Христос Воскрес! Разрешите сразу поблагодарить Вас за то, что, несмотря на свою занятость, Вы согласились дать интервью нашему изданию на тему, которая сейчас беспокоит наше общество. Всем известно, что на рассмотрение Верховной Рады Украины предложен законопроект о запрете абортов по социальным показаниям. Данный проект поддержан представителями религиозных сообществ Украины. Каково Ваше личное отношение к этой инициативе?

– Воистину Воскресе!
Подобная инициатива может вызвать только полное одобрение и солидарность, какими бы общественными силами она ни была предпринята. Отношение Православной Церкви к абортам однозначное – это грех детоубийства, самое страшное, что только могут совершить родители по отношению к своему ребенку.
Вот что говорится по этому поводу в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

– Но ведь говорят, что введение запрета на совершение абортов является посягательством на права женщины…

Любое право одного оканчивается там, где начинается право другого.
И здесь следует строго подчеркнуть полноту ответственности не только женщин, но и мужчин, иногда по вине которых женщина вынуждена пойти на этот отчаянный шаг.
Так называемая свобода выбора несопоставима с бесценным даром жизни, которым наделен Творцом каждый человек с момента зачатия. Ведь во всех иных случаях общество осуждает любое посягательство на человеческую жизнь. Почему же в этом случае делается исключение?
Признавая право на совершение аборта, государство и общество вносят червоточину бесчеловечности и аморальности в основные принципы своего бытия. Но и помимо нравственной стороны вопроса, необходимо сказать об иных угрозах для жизни нашего государства, население которого уменьшилось на несколько миллионов человек и продолжает стремительно сокращаться. Речь идёт уже о вымирании нации. И одна из главных причин этого – именно аборты.
Помимо прямого воздействия на сокращение численности народа Украины, аборты имеют и косвенные негативные последствия. Речь идет о психическом и физическом здоровье матери, которому наносится непоправимый ущерб. Зачастую последствием одного или нескольких абортов становится полная неспособность женщины к дальнейшему деторождению. Да и само общество, признающее право матери на убийство находящегося в её утробе младенца, не может быть цельным и здоровым, не может иметь твердых моральных основ своего существования, а потому неизбежно обречено на неуклонную деградацию и вымирание, что мы с сожалением и наблюдаем сегодня.

– Не произойдет ли так, Владыка, что с введением запрета, как это часто бывает в нашей жизни, те, кто собирался сделать аборт, все равно будут осуществлять свое желание, только уже незаконным путем? Какие нужно принять меры государству, чтобы данный закон не стал камнем преткновения в своде выбора человека? И что должно лежать в основе такого решительного шага общества и руководства страны?

Самое главное, чего мы все, граждане Украины, добьёмся принятием данного закона – это снятие с государства и общества в целом тяготевшего над ними долгие годы тяжкого груза сопричастности этому страшному греху и нравственной ответственности за его широкое и безнаказанное распространение.
А по поводу рассуждений о том, что, мол, желающие сделать аборт все равно найдут незаконные пути к достижению цели, то такая логика абсолютно порочна. В таком случае, не надо и наркотики запрещать – ведь всегда будут изыскиваться пути к их нелегальному распространению, не надо запрещать и взяточничество – желающие дать или получить взятку будут изобретать все более изощрённые способы обойти закон, и так далее.
Не об этом нам должно думать, а о том, как уберечь зачастую еще мало что разумеющих молодых людей, будущих матерей и отцов, от непоправимого шага. Для этого важны не только запретительные меры (которые, безусловно, должны иметь место, в том числе, и в отношении бесчестных врачей, если таковые будут попирать закон), но и разъяснительные, и поощрительные. Нужна масштабная социальная позиция общества и целенаправленная государственная программа по воспитанию в народе, особенно у молодого поколения, таких духовных и социальных ценностей, как семья, материнство, благоговение перед бесценным даром жизни. Необходимо прививать молодежи чувство ответственности за свои деяния, за судьбу семьи, народа и страны.
Каноническая Украинская Православная Церковь делает все, чтобы развивать и утверждать эти непреходящие ценности, как части христианской системы жизненных координат в среде нашего народа. Но, к сожалению, Церковь на сегодняшний день не обладает теми мощными информационными возможностями, которые имеет государство. Необходимо, чтобы государство в союзе со всеми здоровыми силами общества и, прежде всего с Украинской Православной Церковью, являющейся той Церковью, к которой искони принадлежал украинский народ и которая сегодня охраняет его вековые духовные традиции, занялись осуществлением целенаправленной политики по борьбе за ценности семьи и материнства, начиная от школьной скамьи. Если все мы не поставим перед собой такой цели – значит, общество наше не сможет решить ни нравственных, ни государственно-политических, ни экономических задач, стоящих перед ним. Оно станет во всех смыслах бесплодным.

– Ваше Высокопреосвященство, Вы упомянули о деятельности Церкви по борьбе за ценности семьи и материнства. Что делается в этом направлении в Одесской епархии, и какая проводится просветительская деятельность?

В нашей епархии по моему благословению с 2009 года действует православный просветительский медико-психологический центр Жизнь, возглавляемый прекрасным пастырем, отцом семерых детей, клириком Одесской епархии, протоиереем Андреем Коробчуком. В Свято-Успенском кафедральном соборе совершаются постоянные молебны о рождении и спасении детей, собирающие уже сотни верующих. Информация о деятельности центра Жизнь распространяется во всех храмах Одессы.
Деятельность центра весьма обширна, назову лишь некоторые ее направления. Проводятся ежемесячные просветительские акции Поставь свечу!, совершаемые прямо на улице возле входа в храм, которые вызывают огромный интерес у молодых одесситов и в ходе которых проводится разъяснительная работа с невоцерковленными людьми. Работает телефон доверия для кризисных беременных, посменное дежурство на котором осуществляют 16 консультантов. Ведётся интернет-консультирование. Организован склад вещевой и гуманитарной помощи беременным из малообеспеченных семей – помощь в 2011 году оказана 80-ти девушкам. Центр проводит издание и распространение листовок, размещает рекламу на транспорте, привлекает волонтеров. Также в центре нуждающимся предоставляют помощь квалифицированных специалистов: психолога, врача и священника. Налажено сотрудничество с целым рядом одесских аптек.
Очень важно отметить, что в 2011 году поистине подвижническими трудами сотрудников центра Жизнь 25 беременным девушкам из малообеспеченных и неблагополучных семей, а также матерям-одиночкам была оказана систематическая духовная, психологическая и финансовая поддержка на протяжении всего периода беременности, в результате чего многие из них отказались от первоначального намерения совершить аборт. Деятельность центра Жизнь отмечена многими наградами, а недавно письменную благодарность епархии, руководителю и сотрудникам центра выразил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Но еще и еще раз повторюсь: усилия одной только Церкви и православных волонтеров недостаточны для того, чтобы в масштабах всей страны изменить ситуацию. Мы ждем, что государство сделает наконец-то шаг в защиту священного дара жизни, шаг, который может стать началом пути от края бездны к возрождению нации.

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! 
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! 
Богомудрые архипастыри участники освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! 

Настоящий Собор епископов – первый архиерейский собор XXI века. 
Вызовы времени, задачи стоящие перед Православием в государствах – бывших республиках Советского Союза и во всем мире побуждают нас, в начале века и тысячелетия обсудить насущные вопросы жизни церкви в изменяющихся условиях внешнего обсуждения. 
Одной из главных тем для обсуждения на нашем Соборе, безусловно будет твердое стояние в Православии в современных условиях. 
Эта тема наиболее важная, наиболее актуальная. 
Мы православные люди на протяжении всей истории христианства всегда были в ответе за чистоту учения Христова. Наша святая Церковь является хранительницей чистой неповрежденной истины Божественного учения. 
Сущность христианства и Церкви – в Царствии Божием. Церковь утверждается на земле силой веры и христианского знания, силой таинств, молитвы, церковной организации, силой нравственной творческой жизни и христианским отношением к миру. 
Если мы живем по-христиански, если углубляемся в смысл православной христианской жизни всей душой и всем разумением, то наша православная вера является основой жизни, основой ведения. 
Благодарение Господу, в наше время Православная Церковь получает новые возможности усилить свою надвременную миссию. В этом контексте главной и основной задачей нашей Церкви является не столько миссия внешняя, сколько миссия внутренняя. Укрепление и защита Святого Православия будут успешны лишь в том случае, если мы сами будем во всем православными христианами и не только словами, но жизненным примером будем являть подлинный образ Православия. 
Наши главные усилия необходимо направлять, прежде всего, на собственную паству, и особенно на молодежь, сохранять в ограде нашей Русской Православной Церкви чистую и неповрежденную Истину Божественного Христова Учения. Необходимо помнить, что этого мы не достигнем приспособлением к современной, часто лукавой, жизни, поступаясь вековыми принципами евангельского учения, церковными правилами и постановлениями и исконными нашими благочестивыми обычаями и традициями. 
Двоякой благодатной движущей силой должен обладать пастырь желающий иметь успех в деле укрепления внутренней духовной жизни Церкви. Сила эта – любовь; любовь к проповедуемому им Божественному учению о спасении и – любовь к окормляемой им пастве. 
Нынешнее время грозит нам реальной опасностью лукавой подмены истинного учения о спасении, ложным учением, подменой истинного Православия – лжеправославием. 
На архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах нашей Святой Церкви лежит святой и ответственный долг – проникнуться духом истинного Православия. 
Для этого необходимо, прежде всего, помнить, что Православие это не одни лишь красивые слова, не одно лишь благолепно обставленное богослужение в храме, украшенном хорошо написанными иконами древнего смысла и с древними царственными напевами, и – даже не одно лишь голое признание известной совокупности догматов, холодно и формально исповедуемых; Православие – это жизнь, жизнь в Боге, жизнь во Христе, жизнь в истинной Христовой Церкви. 
Если нравственная жизнь есть смирение, любовь, мир, правда, то значение её, как пути в Царство Божие самоочевидно. Большое значение имеют для Церкви живая любовь и проповедь истины в её отношении к миру. 
Церковь не призвана замыкаться в себе, с равнодушием или страхом относясь к окружающему миру. В замысле Божием о Церкви есть закваска, которая постепенно должна преобразить весь мир. Православная Церковь – воинство Христово, призванное завоевать человечество Христу; она должна быть для мира источником добра и истины. Всем этим Церковь может быть только тогда, когда православные христиане: архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне, будут одушевлены любовью к человечеству, если судьба других людей будет им так же близка, как своя собственная. 
Хочу подчеркнуть, что при этом не менее важна твердая и ясная вера в Православие – в истину христианства и его духовную силу. 
Внешняя жизнь Церкви чрезвычайно богата: можно упомянуть еще о церковной организации, богословии, богослужениях, церковном искусстве, о многообразных видах деятельности христиан и Церкви. Всему этому богатству церковной жизнедеятельности можно только радоваться, достоин похвалы всякий, кто сумеет внести в это богатство еще что-то новое. Для каждого православного христианина церковно-общественная, храмовая, богословская жизнь есть путь в Царство Божие и проявление его в мире. Однако многовековой опыт церковной истории и то, что мы видим ныне вокруг, показывает нам, что большое количество христиан видят во всем перечисленном не путь, а самое содержание христианской жизни, думая, что одна только внешняя набожность, церковная деятельность, или богословские знания, или качества знатока церковного права или церковного искусства дают уже право почитаться истинным православным христианином. Это одно из самых пагубных заблуждений в церковном обществе, прямой путь к лицемерию. Видимость христианства и репутация церковного человека здесь не соответствует настоящей религиозности, которая заключается в религиозной жизни. Во многих случаях понятие духовной жизни постоянно упрощается, особенно среди православных христиан, вошедших в Церковь сравнительно недавно. Упрощение доходит до простой сосредоточенности на религиозной, молитвенно-аскетической стороне жизни или особенно скрупулезном исполнении условных предписаний церковной этики. Апостольское понимание духовности заключается в постоянном воспитании в себе нравственной чистоты, любви и истины жизни в благодати и во Христе. Часто церковно-общественные организации, церковные общества возглавляются людьми, в которых нет духовности, и именно по таким людям судят о Православии. Этот круг церковников усиленно поддерживает взгляд, что люди спасаются только внешним благочестием и послушанием, реже прибавляя к ним и церковную культуру. Так учили и книжники и фарисеи. Христианское и, особенно, православное фарисейство, это жестокое оскорбление Господа Иисуса Христа, распятого древними фарисеями. 
Смысл и сущность Святого Православия в действительном соединении с Богом и людьми во Христе, что равносильно жизни в любви и истине; все остальное только путь к сокровищу Царства Божия. 
Дорогие участники Архиерейского Собора! 
Святая Православная Церковь учит нас радоваться всякой радости, если она не основана на зле. Слава Богу, если кто счастлив на земле! Лишь бы ему не впасть в самодовольство и забвение, что рядом с ним есть несчастные; лишь бы поверить в прочность своего счастья, ибо на земле все непрочно. Весь мир не в состоянии угасить ту радость о Господе, радость новой жизни в любви и истине, радость несомненной надежды на грядущее торжество правды, которая открывается истинным чадам Церковным в Царствии Божием. 
Однако мир полон зла. Неоднократно, во время истории человеческого бытия на земле происходили чудовищные проявления этого зла. Начало нашего века – новый всплеск, вулканическое извержение диавольского изображения зла, проявление греха убийства в новом обличии – террора. Последнее событие 1 сентября 2004 года в Беслане подтверждение этому. 
Мы исповедуем, что первопричина зла в свободе без веры и любви. Зло всегда первоначально является актом злой воли. Смысл таких действий заключается, прежде всего, в отрицании, обособлении, вражде, презрении, ненависти. Каждый злой акт оставляет след в нашей природе, искажает и отравляет нас; искаженную природу мы получаем от наших родителей и предков. Более того, вся среда, в которой мы живем (общественная жизнь, культура, нравы) уже проникнуты злом. Человек рождается в злом мире и своими личными грехами увеличивает зло. Поскольку зло поражает саму природу человека, оно – зло, есть болезнь, в сущности, смертельная болезнь, потому, что человеку грозит от зла телесная и духовная смерть. 
В глубине зла всегда лежит гордыня, сознание себя исключительной ценностью и презрение к другим; от гордости себялюбие: забота только о себе, подчинение всех своим интересам; если гордость и эгоизм встречают сопротивление, в человеке возникает ненависть; от ненависти стремление к разрушению и убийству. 
Наш Архиерейский Собор обязан перед Богом и Церковью дать соответствующую оценку происходящему в мире греховному наводнению зла, пожару ненависти, который охватывает все больше и больше людей на земле. Господь Сам подсказал нам выход из любого трудного опасного состояния жизни. «Я есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14,6). Поэтому первым шагом в борьбе со злом должно быть покаяние, любовь к Богу и людям, любовь к правде и добру, Господь выводит нас на борьбу со злом в человеческом обществе. Равнодушие ко злу в общественной и мировой жизни – это начало разложения христианского общества. Путь общественной борьбы против зла почти всегда приводит к необходимости жертвы, страданий и, возможно, к смерти. 
Если мы любим Бога и людей, добро и истину, мы должны быть готовы к испытаниям. Когда мы малодушествуем, мы не избавляемся от страданий – совесть обличает нас, и мы надламываемся. Страх перед злом опаснее зла. Зло отвратительно, но больше всего оно сильно нашим бессилием. Корень зла на земле отпадание от Бога, вражда и ложь. Наша вера дает человечеству возможность победить зло в самом его корне; она не обещает на земле избавление от страданий и смерти. В мире есть и жизнь, и радость, но мир болен злом и обречен к смерти вне Христа. 
Путь Христов необходим человеку, ибо он есть путь к жизни и радости жизни, путь окончательного преодоления зла. 
Святители Церкви Христовой! 
Нам необходимо на общецерковном уровне решить еще одну проблему, которая представляется важной в современной жизни Церкви и общества. Имеется в виду вопрос об ИНН или, как это называется на Украине, «идентификационных кодах». Архиерейский собор не может просто отмахнуться от этой проблемы, поскольку она волнует сотни тысяч православных верующих – чад Русской Православной Церкви, а ведь, согласно Посланию Восточных Патриархов 1848 года, именно народ, составляющий Тело Церкви, и есть «хранитель благочестия». 
За прошедшие годы после решения Синодальной Богословской комиссии ситуация кардинально изменилась Государство показало, что даже в самом малом не хочет уступить требованию православного народа. Сегодня поборники глобализации в правительствах некоторых стран Содружества Независимых Государств думают, что могут заставить замолкнуть голос Церкви. И хотя бы потому для нас вопрос об ИНН уже стал богословским. Требуется новое решение в свете событий последних лет. 
Мне неоднократно приходилось повторять, повторю это и вновь: утверждение о том, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых устроителями «нового мирового порядка», для которых Русская Православная Церковь – враг номер один, не может повредить православному человеку, является величайшей ошибкой и заблуждением. Через введение ИНН, «идентификационных кодов», православных христиан пытаются втянуть в глобализационные процессы, что является недопустимым. Ведь все эти процессы ведут к стиранию свободной личности, к уничтожению независимости государств, особенно традиционно православных, и, в конечном счете, к власти единого мирового правительства, цель которого – воцарение единоличного лидера – то есть предсказанного в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, антихриста. 
При соборном рассмотрении данной проблемы можно учесть опыт Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Священный Синод которой в Послании от 29 декабря 2003 года заявил: «Нынешний процесс кодификации гражданского населения внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен» и «царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей». 
Мы, как архипастыри, несем ответственность за судьбу Русской Православной Церкви. На нас взирают сотни тысяч, если уже не миллионы, православных душ. Поэтому нам необходимо выработать единое соборное решение, основополагающий документ, который стал бы руководящим как для Правительств наших стран, так и, самое главное, для духовенства и всего верующего народа, который жаждет получить ответ на волнующие его вопросы о кодификации, да и вообще об апостасийной глобализации. 
Нам необходимо осудить глобализацию как антихристианское явление, ведущее к созданию во всем мире единого царства антихриста, осудить цифровое кодирование людей, как основу глобализации, осудить внедрение биометрических документов и вживление микрочипов в человеческое тело, как покушение на богозданную свободу человеческой личности. 
Историческая миссия России – быть Православной Державой и свидетельствовать всему миру об истине. Нельзя допустить, чтобы Православие использовали как инструмент апостасии. Православный мир должен отказаться от участия в строительстве «нового мирового порядка». 
На мой взгляд, мы не должны обойти вниманием, дать соответствующую оценку и, главное выработать единое общецерковное мнение также и об отношении к инославному миру. Наша паства ждет от нас ответа на многие острые вопросы. Католический прозелитизм, активная протестантская антиправославная миссия требует не просто бдительности, а церковного православного единомыслия и ответственности. 
Приоритетной задачей настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви является решение вопроса восстановления единства нашей Поместной Церкви, установление нормальных церковно-канонических отношений с Русской Православной Церковью Заграницей. Думаю, что никто не будет отрицать необходимость скорейшего преодоления этого разделения, существующего почти 80 лет. Стремление к чаемому единству видно с обеих сторон. Господь призывает нас сегодня «едиными усты и единем сердцем» восславить «пречестное и великолепое имя Его», причащаясь от единой Евхаристической чаши. Трудности, которые встречаются на пути восстановления утраченного единства, не являются непреодолимыми. При обоюдном добром желании и сознании величайшей ответственности перед Богом, Церковью, историей можно найти пути разрешения тех или иных вопросов, разделяющих нас. А это благое желание и стремление, к счастью, есть. Сегодня совместными усилиями мы находим выход из создавшегося положения, при чем проблемы при этом не замалчиваются, а открыто обсуждаются. 
При рассмотрении наших взаимоотношений мы должны указать нашим зарубежным собратьям на проблему существования на канонической территории Церкви в Отечестве епархий и приходов Церкви Зарубежной и, возникающих при таком положении дел, проблем, усугубляющих наше разделение. Так, например, на территории Одесской епархии Московского патриархата существует параллельная епархия Зарубежной Церкви, с центром в Одессе. Зарубежный епископ носит такое же имя, «Агафангел», каким именуется и митрополит Одесский и Измаильский Московского Патриархата, что вносит немалую путаницу. 
Епископ Агафангел (Пашковский), управляющий одесской епархией РПЦЗ, имеющий на территории Одесской области всего около пяти приходов, был рукоположен в 1994 году без благословения свя щенноначалия Русской Зарубежной Церкви архиепископом Лазарем (Журбенко), ныне исключенным из состава РПЦЗ и запрещенным в священнослужении, и епископом Валентином (Русанцевым), ныне лишенным сана. После длительного разбирательства ради мира церковного Архиерейский Синод решил признать хиротонию Агафангела (Пашковского). На протяжении десяти лет этот епископ открыто хулит Русскую Православную Церковь, называет её безблагодатной, еретической, советской. Он вносит смущение в умы верующих людей своими печатными изданиями, в которых открыто допускает злорадство, различные ругательства, оскорбительный тон в адрес нашей Церкви. Отдельного разговора заслуживает пагубная практика приема епископом Агафангелом (Пашковским) лишенных сана, запрещенных в служении за различные грехи клириков-перебежчиков, нарушителей правил церковной жизни – двоеженцев, пьяниц, вступивших в «брак» иноков, попов-табачников, монахов, изгнанных из монастырей или покинувших обитель из-за нерадивой жизни.
К сожалению, до сих пор нет ни одного открытого определения Первоириерарха или Синода Зарубежной Церкви, осуждающего действия епископа Агафангела (Пашковского). При рассмотрении вопроса установления нормальных отношений между двумя частями нашей Церкви прошу иметь в виду ситуацию, сложившуюся в Одесской епархии из-за антиканонических действий Пашковского и предложить Зарубежной Церкви дать каноническую оценку действиям управляющего Одесской епархией РПЦЗ и сделать все возможное для того, чтобы исправить существующую ситуацию. 
Одной из важных проблем, разделяющих нас является Декларация Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского) 1927 года. Зарубежная Церковь призывает нас дать каноническую оценку этого документа и других действий митрополита Сергия, внесших соблазн и разделение в церковную жизнь. 
Мне кажется, что мы обязаны прислушаться к голосу Зарубежной Церкви, не осуждая при этом личности Святейшего Патриарха Сергия, управляющего Русской Православной Церковью в условиях жесточайшего гонения. Тем более что должная, на мой взгляд, оценка Декларации уже прозвучала из уст Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество еще в 1991 году в своем Заявлении, опубликованном в средствах массовой информации сказал: «Декларация эта – часть истории нашей Церкви. Будучи церковным человеком, я должен принимать на себя ответственность за все, что было в жизни моей Церкви: не только за доброе, но и за тяжелое, скорбное, ошибочное…Помогла или нет эта Декларация нашей Церкви в те тяжелейшие дни – пусть судит история. Не хотел бы выносить оценку этим действиям митрополита Сергия. В ту ночь мы могли бы лишь плакать вместе с ним. Настолько можно судить, ему была предложена «альтернатива»: или подпись или расстрел нескольких сот епископов, находившихся уже под арестом…Та боль, которую испытал он тогда, отчасти живет и поныне в моем сердце… Но глядя из сегодняшнего дня или просто с точки зрения исторической правды, мы видим, что заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявлять вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации… Трагедия митрополита Сергия была в том, что он пытался «под честное слово» договориться с преступниками, дорвавшимися до власти… Декларация – это тяжелейшая страница нашей истории… Но сегодня мы вполне в состоянии заявить, что не эта Декларация лежит в основе сегодняшних отношений Церкви и государства… Мы имеем нравственное право сказать, что не руководствуемся ею… У людей же, которым эти уступки, молчание, вынужденная пассивность или выражение лояльности, допускавшиеся церковным возглавлением в те годы, причиняли боль, – у этих людей, не только перед Богом, но и перед ними, я прошу прощения, понимания и молитв» (ЖМП. 1991,№10, с. 5-6). 
Это заявление Первосвятителя наше Церкви могло бы лечь в основу нашего соборного определения, дающего оценку Декларации 1927 года и некоторым действиям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, которые внесли смущение в церковную среду. Очень важным моментом на мой взгляд, является внесение в соборный документ, если таковой будет принят, слов покаяния, как это сделано в заявлении Его Святейшества. Это сможет уврачевать нашу общую церковную рану. 
Другой проблемой, смущающей не только Русскую Православную Церковь Заграницей, но большинство пастырей и пасомых Церкви в Отечестве является участие представителей нашей Церкви во Всемирном совете церквей, экуменические моления с еретиками, что строго запрещено канонами Святой Церкви. В связи с этим позвольте внести на рассмотрение нашего Архиерейского Собора предложение о полном выходе Русской Православной Церкви Московского патриархата из т.н. Всемирного совета церквей и прекращение практики экуменических молитв, как несоответствующей духу Православия. 
Перед всеми нами, дорогие собратья во Христе, архиереи Церкви Божией, стоит сегодня вопрос: что нам дороже: соблазняющий нас и нашу паству ложный экуменизм или единство Церкви? Перестанем же нарушать законы и вводить в соблазн пасомых. Примем раз и навсегда соборное решение в духе Вселенских Соборов и святых отцов, осуждающее совместное моление с инославными и испросим прощения у народа Божия за то, что допускали такую практику. Этим мы не только восстановим, но укрепим единство нашей Русской Православной Церкви. Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, досточтимые архипастыри Церкви Божией! 
Наш Архиерейский Собор всеми своими решениями и воззваниями должен утвердить мысль о том, что истинно-верующие православные христиане, подлинные члены истинной Церкви Христовой должны знать, и никогда не забывать, что Церковь, это не обыкновенная человеческая светская организация, наподобие других земных организаций и человеческих обществ, это не простое «собрание верующих», а единый цельный организм, одухотворяемый благодатью Святого Духа, обнимающий собой, как Церковь, воинствующую на земле, так и Церковь, торжествующую на небесах. Церковь это таинственное Тело Христово, Главой которого есть Сам Спаситель мира, давший ей великое обетование: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ея» (Мар.

Дай Бог, чтобы голос нашего Архиерейского Собора дошел до сердец всех православных христиан в наших странах и в рассеянии сущих, чтобы еще крепче объединить их вокруг Матери нашей – Русской Православной Церкви. Мы непреложно веруем, что наша Церковь – Церковь истинная и спасительная. Она свято хранит неповрежденным Священное Писание и Священное Предание, непогрешима и никогда не может отступить от истины, ибо она сама по учению Слова Божия, есть «Столп и утверждение истины» (1Тим.3,15).

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры, участники XII Всемирного русского народного собора!

Когда мы заводим речь о православной русской молодежи, о нашем будущем, прежде всего, мы должны озаботиться тем, какое наследие мы оставим грядущим поколениям наших соотечественников. А для этого нам самим нужно ответить на вопрос: каково то бесценное наследие, которое мы получили от наших великих предков, от святых отцов и подвижников благочестия — наследие, завещанное Самим Христом Спасителем?
Это величайшее наследие, это Божественное сокровище — единство нашей святой Русской Православной Церкви. Его сквозь века, сквозь тесноту и скорби, пронесли великие иерархи и преподобные отцы, благоверные цари и князья, праведные мужи и жены, одним словом, весь благочестивый русский народ. И это единство, сохраненное в прошлом великой ценой, должно быть сохранено и нами для будущих поколений, ибо только в церковном единстве есть надежда для будущего нашей неделимой Святой Руси. Без единства Русской Православной Церкви немыслимо само существование такого понятия как Святая Русь, без него теряет смысл и наше мероприятие — Всемирный русский народный собор, поскольку соборность Русского мира зиждется, при любом изменении политических условий, на церковном единстве. Отказ от него стал бы отказом от православного будущего для наших детей, от возложенной Самим Богом на Русь вселенской провиденциальной миссии, воспринятой от Византии, возвещенной великим старцем Филофеем, а затем и многими другими угодниками Божиими, которых Господь посылал на Русскую землю.
Сегодня нам всем: иерархам, духовенству, богословам, мирянам, церковной молодежи — необходимо приложить все усилия для предотвращения страшной угрозы, нависшей над единством нашей Матери — Русской Православной Церкви. На Украине враждебными каноническому Православию силами поставлена не теоретическая, а практическая задача — уже в текущем году отколоть Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата, оторвать миллионы православных украинцев, русских, молдаван и представителей других народов, населяющих Украину, от вековой общности церковной и цивилизационной судьбы с народом Великой России, окончательно и бесповоротно поссорить наши народы.
Ставится цель, с одной стороны — уничтожить единственно каноническую на Украине Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и Православие на украинской земле, с другой стороны — нанести сокрушительный удар по Русской Православной Церкви как удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже внутри Вселенского Православия является охранительницей неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на глобальные процессы, которое она имеет сегодня. Ведь отрыв Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата — это раскол Русской Православной Церкви практически пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол пройдет по самой душе народной.
Как можно охарактеризовать то, что происходит сейчас на Украине? Кажется, что никогда еще море человеческой жизни не вздымало так высоко свои взбушевавшиеся волны, стремясь захлестнуть в темноте бездны беззаконий народную душу. Никогда еще враг Неба и Церкви — диавол, «иский, кого поглотити» (1 Пет. 5. 8), не угрожал своими страшными силами единству церковному и не отравлял своим смертным дыханием вселенную, как в наши дни.
В сегодняшнее смутное время расколов и нестроений, когда темными облаками человеконенавистной политики затянуто благодатное солнце церковной жизни на Украине, когда вновь делаются попытки ослабить Церковь через создание искусственной автокефалии, через построение «церкви» без Церкви, через клеветнические статьи в прессе, в пространстве интернета, через призывы к отрицанию вековых традиций, предержащие власти вновь не дают нам покоя со статусом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в православном мире.
У пришедших к власти националистических кругов вызывает аллергию и приступы ненависти само поминовение имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Христианским ли чувством является подобная ненависть? Что это за «Помicна Церква», в основание которой заложены злоба и нетерпимость? И к кому — к московским Первосвятителям, среди которых святые Патриархи Иов, Гермоген и Тихон!
К чему это стремление? К пагубному для Православия отделению? Таким вопросом задаемся не только мы. Его же задавал в 1918 году митрополит Киевский и Галицкий священномученик Владимир (Богоявленский), когда националистические силы, родственные современным, пытались расколоть единство православного народа Украины с Русской Православной Церковью. Вслушаемся и сегодня в слова свидетеля Христова и великого иерарха:
«Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви… Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России, как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали единую великую Православную Российскую Церковь? Разве православные Южной России могут упрекнуть православных Северной России, что последние в чем-либо отступили от веры, или исказили учение веры и нравственности? Ни в коем случае… К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к Единой Православной Русской Церкви». Такое впечатление, что эти слова священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) произнесены в наши дни.
У православного народа Украины недоумение и справедливый протест вызывает грубое вмешательство во внутренние дела Церкви некоторых видных государственных деятелей, нарушающих Конституцию страны и стремящихся, вопреки воле народа, «объединить» Украинскую Православную Церковь с раскольниками-филаретовцами и другими, а на самом деле — растворить Православие в псевдоцерковных организациях, узаконить беззаконие. Из Украинской Православной Церкви пытаются сделать карманную, политическую Церковь, которая будет поддерживать нагнетаемую на Украине определенными силами антироссийскую истерию.
Учитывая тревожный ход развития событий, нам следует как никогда тесно объединиться и дать отпор врагам Церкви и достойно вести корабль церковный по пути мира среди моря бушующих страстей, клеветы и людской злобы, сохраняя богозаповеданное единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории. Любая попытка отделения Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви, кем бы и когда она ни предпринималась, всегда была и будет расколом, причем не в образном, а в прямом, каноническом, смысле слова.

Защитим же православную веру от нашествия иноплеменных, от волков в овечьей шкуре — от лжебратии, от раскольников, навлекших на себя анафему и погибель. Всегда будем помнить слова Священного Писания: «стойте и держите Предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2. 15). Крепко будем держать хоругвь Православия, которую мы обязаны передать целую и невредимую в руки молодого поколения православных христиан. Единство церковное — это то будущее, на основании которого, верю, наша молодежь возродит единство и величие Святой Руси. И к этой миссии мы должны уже сейчас готовить молодые ростки Древа Церковного.

Сложная политическая ситуация в Украине отражается и на жизни Церкви. Православная Церковь – самая мощная объединяющая сила славянских народов проходит серьезные испытания в стране – колыбели христианства на Руси. Государственной властью Украины Украинская Православная Церковь Московского Патриархата поставлена перед серьёзным выбором: отделиться от Московского Патриархата и стать автокефальной поместной церковью Украины или перейти на положение гонимой и преследуемой религиозной организации. Ситуация осложняется тем, что в Украине уже давно действуют ещё несколько организаций, именуемых себя православными церквями Украины и поддерживаемых властями страны. «Русский Дом» связался с одним из самых авторитетных и влиятельных иерархов УПЦ МП митрополитом Одесским и Измаильским АГАФАНГЕЛОМ

– Владыко, благословите! Спасибо, что согласились дать интервью. Мы в России внимательно следим за ситуацией, которая складывается в Украинской Православной Церкви в последнее время. Расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала о положении Православия на Украине.

– Я думаю, читателям хорошо известно, что УПЦ МП – самая многочисленная конфессия в Украине, количество приходов которой (11000) намного превосходит число общин так называемых «УПЦ КП» («Киевский Патриархат» – прим. ред.) или «УАПЦ». Те, кто сегодня находятся у власти, стремятся окончательно уничтожить духовное единство братских народов – русского и украинского, единство Святой Руси. Они прекрасно понимают, что создать из Украины враждебное России государство невозможно, не разорвав связь Украинской Православной Церкви, являющейся душой народа, душой культуры и истории Украины, с Московским Патриархатом. Поэтому в последнее время особенно активизировались попытки государственного аппарата Украины вмешаться в жизнь канонической Церкви, навязать ей разрыв с Матерью – Русской Православной Церковью. Если раньше такие попытки предпринимались путём создания параллельных УПЦ раскольнических лжецерквей, то сегодня мы имеем дело с совершенно новым, невиданным по масштабу и дерзости, сценарием – навязыванием самой УПЦ т. н. «канонической автокефалии». Отделение от всей полноты РПЦ должно привести, по их планам, к разрыву тысячелетней общей церковной судьбы двух братских православных народов. Из УПЦ хотят сделать карманную, политическую Церковь, которая послушно будет проводить в жизнь русофобскую, антиправославную политическую линию тех, кто навязал ей пагубное обособление.


– Ваше мнение об этом «новом курсе» политического руководства страны. 
– Нынешним государственным руководством Украины поставлена задача: любой ценой добиться «автокефалии», отрыва УПЦ от Московского Патриархата уже в 2008 году. Местным администрациям дана команда продавливать курс на автокефалию УПЦ. Оказывается сильнейшее давление на священноначалие УПЦ МП, на епископат. В ход идут как щедрые посулы, так и угрозы, шантаж. Готовится расправа над наиболее активными сторонниками церковного единства, как среди духовенства, так и среди мирян. Делается всё, чтобы не допустить нормального функционирования тех общественных организаций, которые открыто противостоят угрозе нового раскола. 
В то же время, нам пытаются навязать «диалог» с раскольниками из т. н. «киевского патриархата», «автокефальной церкви». Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с «посланиями», в которых смеют ещё ставить условия такого «диалога» – отделение от ненавидимого ими Московского Патриархата. Это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма. И нас пытаются заставить «считаться» с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей «единой соборной поместной украинской церкви». Нас уже сейчас пытаются заставить подвергнуть ревизии всю церковную историю, тысячелетнюю традицию Русской Православной Церкви. Последний пример – то невероятное давление, которое оказывается на священноначалие УПЦ МП с целью заставить пересмотреть наложенную РПЦ анафему на клятвопреступника и изменника Мазепу. И это приурочивается к государственным торжествам по случаю 300-летия заключения новоизобретенного «украино-шведского» союза. Частью этих торжеств и является создание официального культа Мазепы. 


– Как Вы прокомментируете стремление отдельных иерархов УПЦ к автокефалии?
– Не могу охарактеризовать это иначе, чем сервилизм («прислужничество» – прим. ред.). Если такое стремление у некоторых епископов УПЦ действительно имеется – то это пагубное явление, это не понимание того, что таким образом разрываются тысячелетние узы единства, разрывается сохраненная нашими предками в условиях страшных гонений единая духовная традиция. Те, кто говорят, что автокефалия приведёт к объединению с раскольниками, к уврачеванию раскола, обманывают себя и других, совершая страшную подмену. Ведь они говорят о единстве, а, на самом деле, проповедуют разрыв с Матерью-Церковью. Никакого «объединения» с «УПЦ КП» или «УАПЦ», согласно святым канонам, не может быть. Может быть лишь присоединение раскольников к канонической Церкви. И для этого не Украинской Православной Церкви следует выполнять условия схизматиков и националистических политиканов, разрывая священное богозаповеданное единство с Русской Православной Церковью, а самим раскольникам необходимо со смирением принять учение, практику и церковное устройство Матери-Церкви. В результате «автокефалии» произойдёт не уврачевание раскола на Украине, но создание нового раскола, ибо народ Божий, воспитанный на святоотеческой традиции, неповреждённой хранительницей которой является РПЦ, никогда не примет никакого отделения от неё. Все епископы и духовенство УПЦ должны помнить, что они приняли благодать хиротонии от РПЦ, что в ней они принесли архиерейскую или священническую присягу. 


– Владыко, мы подошли к очень важному вопросу: почему автокефалия Украинской Православной Церкви, её отделение от Русской Православной Церкви неприемлема для народа Божия?
– В Православной Церкви всё основывается не на воле политиков, не на государственной или политической целесообразности, одним словом, не на стихиях мира сего, а на основе Священного Писания и святых канонов, на учении святых отцов и их традиции. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе», – такова молитва самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. В унисон им звучат золотые слова Предстоятеля УПЦ МП Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которые я часто вспоминаю: «Разделяющий всегда теряет». Нельзя забывать и тот важнейший для нас, православных христиан, факт, что все, без исключения, святые угодники Божии и подвижники благочестия, когда-либо высказывавшиеся по «украинскому» вопросу, всегда выступали не только категорически против отделения Церкви на Украине от РПЦ, но и против самого разделения двух единокровных и единоверных народов, неразрывно связанных единой церковной и цивилизационной миссией. В этом контексте сразу можно вспомнить свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, сщмч. Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского, прп Кукшу Одесского, прп Лаврентия Черниговского, почитаемого всем православным Донбассом схиархимандрита Зосиму (Сокура), блаженной памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), выдающегося богослова и старца Русской Зарубежной Церкви архимандрита Константина (Зайцева). Единство РПЦ обильно полито кровью Новомучеников и Исповедников Российских, память которых мы недавно совершали. А ведь согласие святых – это уже явный глас Божий, часть Священного Предания. С точки зрения церковно-практической автокефалия УПЦ принесёт только беду и новые нестроения. Вместо «единой Поместной Церкви» тело Украинского Православия будет разодрано на множество мелких лоскутов, что приведёт к полной потере украинским народом православной идентичности. Большая часть приходов выразит законное желание сохранить исконное каноническое устройство и остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Вновь созданную «автокефальную» УПЦ, волю которой уже раз удалось переломить через колено, заставят пойти и на следующее требование власти – объединение с раскольниками. Такое искусственное объединение не сможет продержаться вечно и неминуемо следует ожидать распада «единой Поместной» на несколько церквей. Румынская Церковь уже заявила об открытии своих епархий на территории Украины. Её пока удаётся сдержать, благодаря мощи и весу Московского Патриархата в православном мире. Но вряд ли Румынская Церковь станет считаться с автокефальной Украинской Церковью. Таким образом, на Украине возникнет ещё одна православная юрисдикция – румынская. Неизбежно подключится к ситуации и Константинополь, уже принявший в свою юрисдикцию украинских раскольников-автокефалитов в Америке (что, кстати, до сих пор не признано Московским Патриархатом). Таким образом, мы видим всю вредоносность и душепагубность отделения УПЦ от Московского Патриархата. Это отделение будет ударом по твердыне неповреждённого святоотеческого Православия, которого так ждут враги Церкви и православной цивилизации. Выступать за автокефалию УПЦ означает быть на стороне врагов и недоброжелателей Православия. Поэтому необходимо чётко заявить: единство УПЦ с Матерью – РПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений. Всякая же попытка отделения от РПЦ всегда будет богопротивным расколом.


– Вы упомянули Константинополь. Какова, по Вашему мнению, будет реакция и роль Вселенского Патриарха в этом процессе?
– Считается, что Константинопольский Патриархат не будет вмешиваться в ситуацию, ему достаточно существующих проблем с Московским Патриархатом, а потому он не захочет создавать себе ещё одну головную боль в виде раздираемой внутренними противоречиями, непредсказуемой, подобно государству, во внешней политике автокефальной Украинской Церкви. Однако не следует забывать, что поддержка Константинопольского Патриархата уже давно включена в официальную политику Конгресса и правительства США. Поэтому, есть большая вероятность того, что Константинопольский Патриархат будет проводить не ту политику, которая выгодна ему, а ту, которая будет предписана Вашингтоном. А каково отношение США к церковному единству Украины и России, всем, я думаю, прекрасно известно со слов г-на Бжезинского и ему подобных. Поэтому в этом вопросе не следует питать иллюзий.


– Насколько вероятно в дальнейшем объединение на компромиссной основе самостоятельной национальной украинской церкви с церковью униатской? 
– Оно не только вероятно. Уния является логическим продолжением возможной автокефалии УПЦ. Для того столько усилий и тратится прозападными политическими силами и их спонсорами, чтобы полностью уничтожить православное самосознание украинского народа. Никогда православный народ Украины не сможет смириться с «положительным образом» НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным – Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории – позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата. Не случайно, уже сейчас на некоторых сайтах, декларирующих свою принадлежность к УПЦ МП и пытающихся «изнутри» проводить идею автокефалии, появляются статьи, авторы которых явно симпатизируют Украинской Греко-католической церкви, называя её наиболее соответствующей реальностям современной Украины и «искренне» ищущей церковного единства. Упаси нас Господь от такого «единства». 


– Ваш прогноз, как будут развиваться события дальше? 
– Прогнозы я давать не могу, на всё воля Божия, благая и совершенная. Могу лишь сделать вывод из того, что происходит сегодня. Курс на автокефалию, провозглашённый правителями Украины, будет набирать обороты. Мы все, православные епископы, духовенство и верующие УПЦ МП, преданные единству с РПЦ, верим, что наш мудрый Предстоятель, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, перед подвигом которого мы преклоняемся, как и во все годы возглавления им УПЦ, будет твёрдо вести церковный корабль путём единства с Матерью-Церковью. Мы готовы пройти этот путь до конца и всегда, как и наши предки, будем с РПЦ. Народ Божий никогда не отречётся от РПЦ, какие бы новые расколы не пытались спровоцировать политики. Наша цель – оправдать надежды церковного народа, консолидировать перед лицом нависшей реальной угрозы все силы Церкви и общества, нацеленные на священное единство Русского Православия.
 

– Какой помощи Украинская Православная Церковь ждёт от Русской Православной Церкви?
– Нам известна позиция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноначалия Русской Православной Церкви, которая состоит в решительном утверждении православного единства на Украине в лоне РПЦ и неприятии никакой «автокефалии» и любых форм церковного сепаратизма. Мы очень дорожим этой позицией, как и молитвенной поддержкой Святейшего Патриарха и миллионов наших сопастырей, братьев и сестёр – верных чад РПЦ. Конечно же, очень важно информационное освящение, причём как можно более широкое и открытое, событий церковной жизни Украины, особенно происходящих попыток отторжения УПЦ от Московского Патриархата. Неоценимое значение в сложившейся ситуации будут иметь публичные заявления официальных представителей Московской Патриархии о том, что священноначалию РПЦ известно о раскольнических поползновениях и что оно не приемлет никаких попыток разрыва единства УПЦ с Матерью-Церковью. Это бы особенно укрепило и вдохновило поборников единства РПЦ на Украине, а по тем силам, которые жаждут разорвать последнюю нить, связывающую наши братские народы, нанесло бы тяжелейший удар. Больше всего они боятся чёткой и недвусмысленной реакции на свои действия со стороны Высшей Церковной Власти. Ведь тогда им невозможно уже будет прикрывать своей пропаганды и своих действий некоей тенью возможного канонического признания. Нависшая над единством нашей РПЦ угроза не терпит более никакой комплиментарности, но требует от всех нас бескомпромиссной борьбы за Истину.

Беседовал Олег Валерьевич Байда

Правящий Архиерей

Телевизионное Епархиальное Ообозрение

Мы в Facebook