САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Некоторые размышления о нынешней ситуации с церковным просвещением (часть 3)

Поистине, - почти полное незнание основ своей веры – ужасающий факт, который присутствует в духовной жизни очень многих православных христиан. И та история, ставшая притчей во языцех, когда у одной прихожанки московского храма корреспонденты спросили в День Святой Троицы: «Скажите, а что такое Святая Троица?» и она ответила: «Ну как ...

Поистине, - почти полное незнание основ своей веры – ужасающий факт, который присутствует в духовной жизни очень многих православных христиан. И та история, ставшая притчей во языцех, когда у одной прихожанки московского храма корреспонденты спросили в День Святой Троицы: «Скажите, а что такое Святая Троица?» и она ответила: «Ну как что? Иисус Христос, Божья Матерь и Николай Чудотворец», ныне уже не вызывает смеха, но более дает поводов для серьезного беспокойства.Многие люди даже не имеют представления о Том, в Кого они верят, не имеют понятия о Пресвятой Троице, то смешивая Лица в одно, то разделяя Единого Бога на трех Богов. За такие выводы в Древней Церкви человека давно бы анафематствовали, а у нас закрывают на все глаза. 70 процентов православных нельзя назвать даже оглашенными, т.е. готовящимися только вступить в Церковь и изучающих христианскую веру, ибо, если сравнить требования к оглашенным, предъявляемые в Древней Церкви (см. например, 18 огласительных поучений святителя Кирилла Иерусалимского. Я не говорю здесь о нравственных требованиях; они во все времена одни и те же, но о требованиях к знанию Св. Писания и церковного учения, церковных догматов), то окажется, что большинство нынешних верующих можно назвать христианами лишь авансом.ффф3
И как во всем этом не увидеть хитроумную уловку сатаны, который всячески пытается любыми способами сбить христиан с толку, затмить их ум всякими суевериями, лжеучениями, а, иногда, и откровенной ересью, о впадении в которую никто и не помышляет? Иногда все это мимикрирует под обрядами и даже Таинствами Церковными, неправильное понимание которых часто приводит к принятию оных себе в суд и осуждение. За каждой Божественной Литургией мы поем в храме Символ Веры – торжественное исповедание Православной веры, составленное святыми отцами I и II Вселенских соборов (325,381 гг.), в котором кратко и лаконично изложены все догматы церковные, необходимые для нашего спасения.Неприятие или извращенное понимание хотя бы одного из них делает спасение человека невозможным. Невозможным не потому, что святым отцам заблагорассудилось провозглашать анафемы тем, кто не придерживается этого исповедания, а потому, что исповедание это целиком основано на Священном Писании и является компиляцией цитат из Него, квинтэссенцией всего учения о Боге, которое открыл нам Он Сам о Себе в Библии. И если человек извращает учение о Боге, которое Бог сам открыл, то ни о какой вере и нравственности вообще не может идти и речи. Такая вера - вера слепая, не основанная ни на чем, которая при появлении первых же искушений, рассыпается, как дом, построенный на песке (Мф. 7:26-27). Вера рождается в разуме и затем охватывает душу человека; Христос требует от человека именно такой, живой, разумной веры, подтверждаемой конкретными делами и поступками. 
Корень проблемы кроется в том, что в сложившейся ситуации надо искать выход, а большинство православных христиан попросту не хотят этого делать. Их все устраивает. Изучение основ веры им не интересно. Мы ныне живем не в советское время, когда не было никакой духовной литературы. И то, в советские времена люди переписывали книги св. отцов в тетради. Ныне же творения св. отцов наводнили полки церковных лавок и – о, чудо! Они никому не нужны. 
Если кто-то и купит Священное Писание, то оно пылится годами на полке, или открывается очень редко, от случая к случаю. Некоторые ежедневно машинально «вычитывают» по главе из Евангелия или апостольских посланий, даже не задумываясь о прочитанном, делая это потому, что «так надо». Некоторые читают Св. Писание понемногу каждый день и полностью прочитывают Его за определенный период. Но редко кто глубоко задумывается над смыслом прочитанного, вникает в суть, ищет ответы на возникшие вопросы, прибегает к книгам с толкованием Священного Писания, обращается с недоуменными вопросами к священно- и церковнослужителям.Парадокс! Мы, истинно верующие во Христа и держащие правую веру, не знаем Слово Божие, зато всякие еретики-сектанты типа навязчивых Свидетелей Иеговы или баптистов, каждодневно пристающих к нам на улицах, знают Писание почти наизусть. Не обидно? Они, «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, [извращают] … Писания» (2 Пет. 3:16), но при этом знают Библию почти наизусть, а мы, имеющие истинное и непревратное толкование Писания в свете Церковного Предания, идущего к нам от апостолов, Библию не знаем совсем. Какие же мы ученики Христовы? 
Независимый обозреватель
 

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.