САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Церковь – мистическое Тело Христа, цель Которого – спасение человека

Сегодня в обществе бурно происходит обсуждение такой темы, как бытие Церкви и  возникают различные попытки ответить на сложные  вопросы: что такое Церковь, для чего необходимо ходить в Церковь и почему христиане такое значение придают Церкви?

Рассматривая этот вопрос, мы должны вспомнить христианское учение о спасении. Мы верим, опираясь на свидетельство Священного Писания – Библии, что Бог создал человека совершенным венцом всего существующего. Причиной и побуждением к творению мира и его самого главного составляющего  – человека – стала любовь Бога. Бог возлюбил этот мир и привел его из небытия к бытию, создавая его прекрасным, гармоничным и совершенным. Все в созданном Богом мире было прекрасным, и мир звучал, словно удивительная симфония, воспевающая божественную Премудрость и Любовь. Говоря о творении мира можно вспомнить удивительный образ, при помощи которого один из величайших писателей ХХ века, – Клайв Стейплз Льюис, – изобразил это чудо: песнь Аслана, как автор в своей сказке назвал Творца.

И вот, в конце творческого акта Господь создает Человека как всесовершенное творение, как венец и логическое завершение всего процесса создания и образования Вселенной. Человек становится не просто частью мировой симфонии, он ее смысловой стержень, потому что несет в себе образ и подобие Творца. Одним из аспектов, одной из граней этого образа Божия стало дарование человеку свободы воли - возможности свободно следовать за Богом по пути совершенствования или наоборот, избрать для себя другой путь, путь уклонения от Бога. Можно спросить: «почему Творец дарит Своему созданию такую опасную игрушку»? Потому, что любит… любовь не терпит насилия. Богу не нужна было любовь машины, любовь робота… Господь дает Своему творению возможность познать всю сложность, всю ответственность, всю благословенную тяжесть процесса нравственного возрастания.

Но наши прародители, первые люди Адам и Ева избрали другой путь. Через отвержение заповедей Божиих они как бы сказали Творцу: «мы не хотим жить по Твоим правилам», «Твои установления для нас – ничто», «мы выбираем жизнь вдали от Тебя». Они совершили грех, и этот грех стал переломным моментом для всей истории мира, для всей истории Вселенной. Дело в том, что Бог не просто наш Создатель, Он Причина, Он источник нашей жизни. И, отвернувшись от этого Источника, человек остался без живительных сил, поддерживающих его существование. И, следовательно, стал умирать. Посредством греха в мир ворвалась смерть, которую Библия называет «оброком греха» (Рим.6.22) - данью, которую человечество обязано, вынужденно было платить греху. Грех исказил весь богосозданный мир, изменил всю систему мироздания. Ворвавшееся в мир зло, как противодействие Добру любящего Творца, превратилась в ржавчину, неумолимо и неуклонно разрушающего бытие этого мира.

Получалась ужасающая картина. Человек попал в болото греха, заболел грехом и сам себя спасти, избавить от этого греха, от этого страдания, от этой болезни не может. Спасти его может только Тот, Кто находится за гранью греха, вне греха, то есть Бог. Но, как мы говорили, Бог создал человека свободным и потому не может спасти человека вне его воли, вмешиваясь в его выбор.

И Господь, по Своей премудрости и любви, совершает, казалось бы, невозможное. Он выходит из глубин Своей непостижимости, из неприступного сияния Своей Божественной и всесовершенной славы и воспринимает на Себя существо человека, Сам становится Человеком, для того, чтобы в Самом Себе исправить ошибку Адама, разрушить грех и исцелить всех потомков первого человека от власти греха, проклятия и смерти. Господь Иисус Христос, Истинный Бог и Истинный Человек, в Самом Себе побеждает грех, соединяя с Богом отпавшее через грех существо человека.

Он умирает для того, чтобы умертвить смерть. Он как умерший человек нисходит во ад, в царство смерти и как всесильный Бог разрушает его, и через Свое воскресение из мертвых возносит Человека выше власти смерти, выше Неба, выше Ангелов. Так Господь осуществил спасение людей.

Но это спасение совершилось в Нем, в Его личности. Он взошел на небеса и для того, чтобы каждый из нас смог быть с Ним, нам необходимо соединиться с Ним, нам необходимо стать соучастниками этого процесса спасения, процесса обновления и обожествления. И Господь для сообщения каждой отдельной человеческой личности плодов Собственного Искупительного подвига основал Церковь – общество людей, верующих в Него и соединенных с Ним благодатью как со Своим Главою.

Церковь – это человечество, обновленное во Христе и Христом. Церковь – это Древо, на котором каждый листик питается животочными соками от единого корня – Жизнодавца и Победителя смерти Господа Иисуса Христа. Церковь – это мистическое и непостижимое, но реальное Тело Христа, Живой Организм, соединенный со Христом как со своим Главою и от Христа черпающий свою святость и освящение. Каждый член, каждый орган, каждая клеточка этого организма живет благодатью, благодаря собственной сопричастности Главе как освящающему Началу.

О Церкви в Евангелии говорит Сам Господь, называя Ее оплотом, который не смогут сокрушить, разрушить все силы ада (Мф.16.18). И поэтому, для того, чтобы наследовать спасение, чтобы сохранить себя от разрушения силами ада, мы должны принадлежать к Церкви, входить в Церковь, быть членами Церкви.

«Без Церкви нет спасения» - говорил святитель Киприан Карфагенский, а за ним и все остальные святые Отцы и учители благочестия. В современном мире многие хотят оспорить данное высказывание. «Неужели без всего этого, без участия в жизни Церкви нельзя спастись? Ведь достаточно просто быть хорошим человеком».

Но если бы было достаточно для нашего спасения просто хорошо себя вести, то Господь бы не сходил на землю, не умирал бы на Кресте, не сходил бы во ад и не воскресал бы. Нам необходимо не просто хорошо себя вести, потому что хорошее поведение не освобождает болезни греха, от повреждения нашей природы, за которое мы платим смертью. Хорошее поведение не освобождает от смерти. Для того, чтобы получить  надежду преодоления смерти, надежду совоскреснуть со Христом, надо соединиться с Ним.

Но неужели это соединение невозможно без Церкви, невозможно просто жить со Христом, так сказать самому по себе, без всякой Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к аналогии Церкви, которая приводится в Библии, где Церковь названа Телом Христа. Может ли какой-либо орган человеческого тела существовать сам по себе вне тела? Может ли сам собой жить палец, отрубленный от руки, глаз, удаленный со своего законного места, может ли сама по себе существовать печень или, скажем,  поджелудочная железа? Ответ на этот вопрос для каждого здравомыслящего человека очевиден. Мы можем обратиться к аналогии с деревом и спросить себя, может ли продолжать жить и давать плоды ветвь, отсеченная либо отломанная от ствола? И на этот вопрос существует только один ответ.

Таким образом, основываясь на свидетельстве Священного Писания – Библии и на здравом смысле, мы можем увидеть, что принадлежность к Церкви является необходимым условием нашего спасения, необходимым условием нашей надежды на вечную жизнь с Богом.

Исходя из понимания того факта, что Церковь усваивает человеку плоды искупительного подвига Христа Спасителя, мы видим что задачи Церкви сосредоточены не в плоскости земных дел, но простираются в Вечность. Церковь это не земной институт, не социальный центр, не волонтерская миссия, не богословская академия, не строительная фирма. Церковь – Тело Христа, цель Которого – спасение человека. И именно этой цели подчинены все действия Церкви. Именно поэтому беспочвенными и смешными выглядят обвинения Церкви в нежелании подчинить Себя каким-то земным целям.

Но, если мы говорим о Церкви как о собрании людей, объединенных во Христе, как об общине, которая соединяется в Таинствах, то община, видимое собрание людей, должна иметь определенные институции, определенную структуру, которая бы позволяла ей действовать и жить. Необходима организация, иначе без этого всё бы превратилось в анархию или беспредел. И Сам Господь, основывая Церковь, призывает к такому служению, служению управления общиной, определенных людей, которых он называет апостолами – посланниками. Они, в свою очередь, по прямому повелению Бога и в соответствии с Его волей, о чем ясно и недвусмысленно сказано в Библии, поставляют епископов и пресвитеров – священников, на главу которых возлагают свои руки и передают им дар и власть, полученные от Бога. Так формируется иерархия, которая не становится чем-то внешним, по отношению к общине, но является ее устами и руками, благодаря которым Господь руководит своей Церковью, осуществляет жизненно важные функции Своего Тела.

Иерарх, как и каждый член Тела Христова, член Церкви, является человеком. И, очень может быть, человеком далеко не совершенным. И может быть, даже, в чем-то грешным. Но это нисколько не нарушает святость Церкви, так как она почерпается, как мы уже видели, не из хорошего поведения тех или иных людей, а из освящающего начала  - Христа, от Своего Главы. Грех отдельных членов Церкви – это боль Церкви, но она никак не оскверняет или умаляет Церковь, потому что невозможно осквернить высочайшее проявление любви Бога – Крест. К сожалению, многие люди отказываются от жизни в Церкви, ссылаясь на подлинную или мнимую греховность ее членов. Но давайте в таком случае представим себе человека, который, заболев, отказывается идти к врачу, только потому, что очередь в поликлинике состоит из больных людей. Такое поведение мы сочтем, мягко говоря, нелогичным. Поэтому точно так же нелогичны все отговорки и отсылки на неправильные действия того или иного члена Церкви.

В современном мире, где царствует идея плюрализма и многообразия, высказываются мысли о том, что Церквей может быть много. Мы и из средств массовой информации и из интернета часто слышим: одна Церковь,  другая Церковь, такая Церковь, иная Церковь... Но давайте подумаем, если Церковь – Тело Христа, а Христос один и Един, то и Церковь должна быть одна. Невозможно себе представить два-три-четыре и больше жизнеспособных тел с одной головой. Таким образом, если мы представим себе существование более чем одной истинной Церкви, то мы противоречим логике Священного Писания. Церковь может быть только одна, а все остальные организации, претендующие на такое название – карикатуры и подделки, не приводящие человека ко спасению. Ведь, если они не возглавлены Христом, значит у них не может быть и благодати. А если у них нет благодати, то они не могут усваивать человеку плоды искупительного подвига Христа, а, следовательно, не исполняют свою главную и единственно важную задачу. И каждому из нас, если мы хотим наследовать со Христом вечную жизнь, очень важно принадлежать, быть сопричастным, быть участником Единой Истинной и Святой Церкви.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.