САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

62 процента страдания

23 января Церковь празднует память священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского.

 Священномученик Анатолий родился в 1880 году в городе Ковеле Волынской губернии в семье украинских мещан и в крещении наречен был Андреем.

Отец был чиновником, уездным казначеем Волынского казачества. Жили бедно, собственности не было никакой. У Андрея было две сестры — Раиса и Мария. Отец умер в 1905 году, мать — в 1917-м.

К 1900 году Андрей Грисюк окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1903 году митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) он был пострижен в мантию с именем Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года — во иеромонаха.

По окончании в 1904 году академии иеромонах Анатолий был определен на кафедру общей церковной истории в звании исполняющего должность доцента Киевской духовной академии. Человек чрезвычайно одаренный, он самоотверженно готовился к занятиям наукой. Однако эпоха уготовила ему иное занятие — спасение своей души через страдание.

В 1905—1906 годах иеромонах Анатолий находился в командировке в Константинополе, результатом которой стало научное исследование «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века». За это исследование в 1911 году он был удостоен степени магистра богословия и премии имени митрополита Макария. Высоко оценивая его дарования, архиепископ Антоний (Храповицкий) писал: «Иеромонах Анатолий... талантливый... широко осведомленный преподаватель. Он становится хозяином не только в истории событий церковной жизни, но и вообще в богословии... Держась строго православного учения, отец Анатолий... обладает мыслью смелой и не подчиняется литературным пособиям, но распоряжается ими, как установившийся уже ученый».

В 1911 году отец Анатолий был возведен в сан архимандрита, в 1912-м назначен на должность штатного экстраординарного профессора Киевской духовной академии и в том же году — на должность инспектора и экстраординарного профессора Московской духовной академии. В 1913 году он был переведен на должность ректора Казанской духовной академии и в том же году хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии.

С приходом к власти в 1917 году большевиков началось гонение на Церковь. В 1918 году указом советского правительства в стране были закрыты все духовные учебные заведения. Осенью 1918 года Высшее Церковное управление при Патриархе Тихоне посоветовало преосвященному Анатолию воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом и сохранить академию. Заведующий Казанским губернским отделом народного образования дал согласие на существование подобного частного учебного заведения, и епископу Анатолию были выданы официальный штамп и государственная печать. Поскольку здание академии было отобрано, то лекции читались на дому у профессоров, а совет Казанской духовной академии собирался на квартире ее ректора, епископа Анатолия.

Епископ поддерживал регулярную переписку с патриархом Тихоном, испрашивая его благословения на те или иные действия по академии, а также ставя Святейшего в известность обо всем в ней происходящем. К 1921 году ВЧК удалось установить контроль над перепиской патриарха Тихона и получить доступ к адресованным на его имя официальным документам. В марте 1921 года ВЧК изучила письма епископа Анатолия, касающиеся деятельности Казанской духовной академии, после чего заместитель председателя ВЧК вместе с юрисконсультом ВЧК Шпицбергом направили записку начальнику 8-го отдела наркомюста Красикову, в которой писали: «Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует Духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения». В соответствии с этим пожеланием епископ Анатолий был арестован и приговорен к одному году принудительных работ.

По освобождении в 1922 году епископ Анатолий был назначен на Самарскую кафедру. 24 февраля 1923 года в квартире епископа был произведен обыск, во время которого сотрудник ОГПУ вынул из-за шкафа сверток с воззваниями, им же самим и положенный, и в ту же ночь епископ Анатолий был арестован.

Во время следствия владыка, проанализировав текст, сумел доказать, что воззвание является фальшивкой и ему не принадлежит. Ученые занятия и навык анализировать тексты на предмет их достоверности весьма помогли ему в этом случае. В том же году он был освобожден и возведен в сан архиепископа. Вскоре он вновь был арестован по обвинению в распространении антисоветских слухов и выслан в Туркмению, в город Красноводск на три года.

Находясь в ссылке, архиепископ писал профессору церковной истории Бриллиантову:

«...мы теперь не столько изучаем древнюю церковную историю, сколько являемся жертвами трагизма новейшей русской церковной истории... Мы делаем историю, а не пишем ее... Когда утихомирится взволнованное море, когда выйдет из испытания... наша родная Церковь, — ведомо Самому Богу...»

В 1927 году по окончании срока ссылки архиепископ Анатолий вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Священного Синода. В 1928 году он был направлен на Одесскую кафедру; в 1932 году — возведен в сан митрополита.

В 1936 году митрополит Анатолий был арестован. После того как следствие было закончено, владыка, видя, что в обвинительном заключении остались те же формулировки, какие он во время следствия, казалось, оспорил, направил жалобу в прокуратуру, в которой писал: «Сообщенные мною самим выражения из частных моих бесед... взятые вне контекста или связи, при известном освещении могут быть истолкованы как проявление моего антисоветского настроения и в устах легкомысленного человека могли при передаче быть использованы в этом недобром смысле, но в моих собственных устах они, эти выражения, были лишь плодом моего глубокого недоумения пред фактом резкого и в некоторых местах порученной мне епархии сплошного, почти на 100 %, закрытия церквей и плодом чувства огорчения, очень естественного во мне перед лицом этого факта. Выражения же из свидетельских показаний, приведенные в доказательство моей антисоветской агитации, или вырваны из связи, или искажены, или просто не соответствуют действительности...»

21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг. Часть пути узники проходили пешком — по снегу, в суровых условиях северной зимы. Больной митрополит с трудом передвигался, и охрана подгоняла его прикладами, не давая времени отдохнуть. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем выталкивали из кузова и снова гнали пешком.

14 февраля 1937 года этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. В октябре митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. В конце концов болезни и каторжный труд привели к тому, что он почти ослеп и в ноябре-декабре 1937 года не смог выполнять норму. Талантливый церковный историк, образованием и дарованиями предназначенный к ученой деятельности, удостоенный когда-то похвал известных профессоров и святителей, он получил теперь лишь скупую похвалу надзирателя: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается».

В январе 1938 года состояние здоровья митрополита ухудшилось настолько, что он был помещен в лагерную больницу. 23 января 1938 года в 17 часов 10 минут митрополит Анатолий скончался. Перед самой смертью от него потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, с которыми он не расставался ни в тюрьме, ни в концлагере. Митрополит отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу.

Материалы взяты с официального сайта православного журнала "Фома"

http://foma.in.ua/articles/new-martyrs/v-62-stradaniya

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.