САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

10 декабря | Ольга Кравец

Знамение Пресвятой Богородицы

 Зима в Одессе сырая, ветреная и промозглая. Декабрь – не исключение. Несмотря на пронизывающий, дующий острыми иголками холод, богомольцы спешат под кров удивительного храма. В большом белом и красивом здании не сразу его разглядишь. Недалеко от железнодорожного вокзала, можно сказать, на пороге исторического центра Одессы среди знаменитых в прошлые века афонских подворий – Свято-Ильинского, Свято-Пантелеимоновского – в здании Андреевского подворья располагается храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

 Сама история Андреевского подворья драматична, впрочем, как и практически у всех дореволюционных храмов нашего многострадального Отечества. Устроенное преподобным Гавриилом Афонским для приема паломников, направляющихся на Святую Землю или Святую Гору Афон, прекрасной архитектуры здание в советские годы превратилось практически в руины. Здесь располагался клуб, школа и общежитие работников трамвайно-троллейбусного управления, за что остроумные одесситы прозвали его «домом трамвайщиков».

Сегодня практически ничего не напоминает о тех скорбных временах, здание передано Одесской епархии, и здесь на первом этаже расположился храм. Он совсем небольшой, и зимнее солнце золотыми лучами пронизывает все его помещение – белоснежное, как невеста. 10 декабря – особый день. Здесь совершается Божественная литургия в честь праздника иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Буквально со всей Одессы ранним утром, практически еще затемно, собираются богомольцы. Какое-то особое, кристально-прозрачное чувство Божественной Благодати наполняет сердца именно здесь и именно в этот день. На аналое перед Царскими Вратами – две иконы Божией Матери в белоснежных кружевных уборах: «Знамение» и «Тихвинская». Нескончаем людской ручеек богомольцев, припадающих к ним.

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» – один из древнейших, известных в Православной Церкви, относится к т.н. типу Оранта, т.е. Молящаяся: Царица Неба и земли изображена в молитве за весь мир и все падшее человечество, которое Она усыновила у Голгофского Креста. Пречистая Дева Мария воздевает руки Свои в молитве, а на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил, Христос. Особо трогательно, что Богомладенец изображается как бы в недрах Материнского сердца и оттуда благословляет нас, как священник, сложив персты. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Известны многие древнейшие изображения подобного рода, хранящиеся в различных странах мира.

На Руси иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. То было время русского разделения – междоусобных войн.

 Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал обложить большой податью своенравный и вольнолюбивый Новгород, а еще решил одним ударом сокрушить его силу. Князья – Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский – спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом. «Мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», – свидетельствует древний летописец. «Горе побежденным!» – сказал тогда могущественный князь Суздальский и уже мысленно завладел частью богатых новгородских областей и сокровищ древней столицы Рюрика. Как говорят в народе, делил шкуру неубитого медведя.Но князь Андрей заболел и остался во Владимире, а предводительствовать войсками послал вместо себя сына своего Романа, покорителя стольного Киева. Княжеские дружины окружили город, и началась длительная и кровопролитная осада. Новгородцы видели силу осаждавших и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна. Все храмы Великого Новгорода были отворены; юноши и мужья умирали, сражаясь на стенах города; дети, жены и старцы с рыданиями молились в церквах – все решили стоять насмерть. Святитель Иоанн три дня и три ночи – с самого появления врагов – находился при алтаре Господнем в соборной церкви и непрестанно молился.

В последнюю ночь, когда все горожане уже знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести ее на городскую стену – и «узриши спасение граду». Святитель был полон и страха и радости, преклонив колени, он продолжал молитву до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал своего протодиакона с соборным клиром в церковь Спаса за иконою Владычицы Неба и земли, а сам начал петь особый молебен. Посланные вернулись, трепеща от ужаса, говоря, что они не смогли даже сдвинуть с места икону, несмотря на все усилия. Тогда сам святитель со всем собором пошел в Спасскую церковь, упал пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами: «О Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты – Упование и Заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради».

Поднявшись от земли, старец продолжил молитву, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «Предстательство христиан непостыдное…» внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, охваченный неописуемыми чувствами ужаса и благоговения, единодушно завопил: «Господи, помилуй!» Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознес и поставил ее на городскую стену, за которой продолжала кипеть ожесточенная битва.

Народ взывал к своей последней Надежде: «Виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!» Враги все сильнее наступали; тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела вонзилась в икону – внезапно Свой святой лик Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слезы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении и трепете воскликнул: «О, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам Знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града».

Надежда на помощь Матери Божией укрепила и воодушевила новгородцев. Совсем недавно они были готовы принять смерть от врагов, а теперь вышли из города, отбили городские ворота и пошли на стан неприятеля, многократно превосходившего их силы. Внезапный ужас напал на объединенное войско князей, темнота среди ясного дня покрыла их. В величайшем смятении бежали враги новгородцев, не думая о защите.

Все признали спасение Великого Новгорода чудом от иконы «Знамение» Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27-й день ноября (по старому стилю и 10 декабря – по новому) праздник этого святого образа в Новгороде и назвал его днем избавления города и днем наказания ратующих против единоверных. С тех пор день Знамения Божией Матери – один из древнейших русских праздников.

Велики и неисчислимы чудеса милосердия Божия, совершающиеся по молитвам от благодатных икон Пресвятой Богородицы. Многочисленные списки с образа «Знамение» известны по всей Русской земле. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Серафимо-Понетаевская и, конечно же, Курская, именуемая также Коренной – святыня русского зарубежья.

 В Одессе в районе, именуемом Черемушки, есть небольшой храм, освященный в честь этого образа Пречистой. Открыт он был при институте финансов на улице 25-й Чапаевской дивизии. В 2010 году состоялось освящение храма, единственного в этом районе. Небольшое здание небесно-голубого – Богородичного – цвета с маленькой золотой луковкой купола не сразу и разглядишь среди типовых зданий и за рядами разросшихся тополей. Конечно же, основной святыней этого храма является список с той самой знаменитой чудотворной иконы «Знамение Курская Коренная». Исполнен был образ в Нью-Йорке и освящен на оригинале специально для этого одесского храма, единственного в епархии с таким посвящением – Пресвятой Богородице в чудотворном образе Ее «Курская Коренная Знамение». И, конечно же, в этом храме все живут надеждой, что и сюда пребудет первообраз их главной святыни, ведь путешествует зарубежная икона по городам и весям всего Православного мира, может быть, заглянет и сюда, в самую глубинку постсоветского периода.

Вот такие, совершенно разные внешне храмы одного из древнейших русских образов Пречистой и Преблагословенной Приснодевы Марии находятся в Одессе. Как и Сама Богородица в евангельском предании, не всегда заметны они досужему глазу, но всегда открыты верующему сердцу. И являются воспоминаемые сегодня иконы свидетелями чудесных событий, связанных с уврачеванием разделений земель и людей русских, жесточайших братоубийственных сражений, невозможности из-за всеобщего размежевания противостоять татаро-монгольскому игу, едва не ввергнувшему Русь в пучину хаоса. И в наше время продолжающейся новой русской смуты, нового разделения православные люди верят и надеются, что с помощью нашей Небесной Заступницы возможно, казалось бы, невозможное – соединение обломков великой

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.