САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

 

Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

 

10 лет назад футбольные журналисты-острословы наградили полузащитника «Черноморца» Андрея Кирлика прозвищем Мистер Стандарт. А вратари команд-соперниц заклинали своих защитников ни в коем случае не нарушать правил на подступах к штрафной. Потому что подобные стандарты в исполнении капитана моряков фактически приравнивались к пенальти.
А еще Андрей раздавал превосходные пасы своим партнерам и по итогам одного из сезонов справедливо стал лучшим ассистентом чемпионата. Один из патриархов отечественного тренерского корпуса, Семен Альтман, в Кирлике души не чаял (впрочем, как мы убедились в ходе нашего разговора с Семеном Иосифовичем, для него ничего с тех пор не изменилось).Прошло несколько лет, ушел из «Черноморца» Альтман, и сразу вслед за ним покинул команду ее капитан, завершив карьеру в 33 года. В отличие от многих популярных в недалеком прошлом игроков, сейчас Кирлика нельзя увидеть на телевидении в роли футбольного эксперта, он не комментирует значи­мые события на страницах газет, и вообще известно о нем немного.
В марте 2009 года проскользнула коротенькая информационная сводка: «Митрополит Одесский и Изма­ильский Агафангел совершил Божественную литургию в храме Одесского Спасо-Преображенского собора, во время которой рукоположил в диакона выпускника Одесской духовной семинарии Андрея Кирлика». Так наш герой принял духовный сан, став священником.
... Дав «КОМАНДЕ» согласие на интервью, бывший футболист, а ныне духовное лицо, отец Андрей, назначил нашему корреспонденту встречу в церкви, в которой служит в последнее время. Это скромный, совсем недавно выстроенный деревянный храм, названный в честь иконы Пресвятой Борогодицы «Призри на смирение», расположившийся в спальном районе Одессы -Черемушках.
В разгар рабочего дня прихожан в церкви не было, а сам батюшка делал небольшую уборку: «Завтра — праздник Петра и Павла, придет много людей». Интервью он предложил провести тут же, устроившись на небольшой скамье, хотя и скромно добавил: «Вот уж не знаю, чем заслужил такое внимание к себе».


— Вы управляете храмом один?

— Да. В июне прошлого года Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел назначил меня служить здесь настоятелем. Церковь тогда только начинала строиться — не было ни крыши, ни окон, ни дверей. Не было и куполов — одни стены. И вот за год, что с Божьей помощью смогли, то сделали. Строительство и убранство церкви в данный момент еще продолжается.

— Скажите, ваша прошлая спортивная популярность влияет на число прихожан? Им приятно ходить именно в вашу церковь?

Слава Богу, в основном такого нет, потому что человек должен приходить к Богу, а не к определенному священнику. Большинство прихожан в нашем храме, наверное, и не догадываются о моем спортивном прошлом, хотя многих из них я знаю поименно. Люди просто приходят помолиться Богу. Да, есть ребята и более молодого поколения. После службы они могут подойти, сказать, что, мол, знают меня как футболиста. Однако это относительно маленький процент прихожан.

— Но вам приятны такие моменты?

Не буду говорить, что мне это неприятно, но в тоже время отношусь к этому неодобрительно.

— Вы много времени проводите в стенах церкви?

Нормированного графика нет. Иногда могу находиться здесь и целый день, иногда бываю утром, а потом еду по делам. Храм, повторюсь, только строится, и нужно искать средства на его дальнейшее возведение, строительный материал, рабочих... Обращаемся за помощью в разные организации. Помогают все понемногу.

— Отец Андрей, сами вы не находите необычным тот факт, что ваша жизнь складывается вопреки общепринятым нормам? Ведь почти сто процентов игроков после завершения карьеры становятся либо тренерами, либо селекционерами, либо футбольными агентами...

Такая тенденция сложилась лишь в последнюю пару десятилетий. А если вспомнить более ранние времена, то многие футболисты, на чьей игре, в частности, рос и я, в жизни вне спорта работали на обыкно­венной работе и совсем не обязательно становились тренерами. Понимаете, у каждого человека свой путь в жизни, и он все равно ведет к Богу. Я выбрал свой...

— В какой период жизни созрело ваше решение?

Господь призывает к себе человека всю его жизнь. Играя в футбол, я в один прекрасный момент откликнулся на его призыв, стал христианином, начал посещать Божий храм. Видимо, так стало угодно Господу, что я продвинулся дальше, пошел по пути священнослужителя. Это не произошло вдруг. Решение назревало долгое время.

— Вы были студентом Одесской духовной семинарии, еще играя за «Черноморец». Как удавалось совмещать одно с другим?

Преподаватели знали — кто я и чем занимаюсь. Некоторые из них оказались футбольными болельщиками. В чем-то мне шли на уступки, потому что заниматься спортом и учиться в семинарии было очень сложно. В «Черноморце» были постоянные заезды. У Семена Иосифовича Альтмана принято быть с командой на базе, поскольку футболист перед тренировкой должен быть отдохнувшим, а после нее — пройти восстановление. Конечно, духовную литературу тоже читал. Признаюсь, завидовал тем семинаристам, которые жили в семинарии, ходили на богослужения и участвовали в них.



— Можно ли сказать, что сейчас вы находитесь в большей гармонии с самим собой и с Богом по сравнению с тем временем, когда выходили на футбольное поле?

Человек должен всегда находиться с Богом, независимо от того, священнослужитель ли он, футболист или юрист. Конечно, сейчас у меня есть намного больше времени, чтобы заниматься своим духовным развитием, которое приближает нас к Богу. Футбол — это вид деятельности, который основан на человеческих страстях — гордости, желании славы, победы. Там тяжелее находить гармонию с самим собой.

— Перечисленные вами футбольные страсти находятся в конфликте с православной религией?

Стремление к славе может быть присуще не только футболу, но и любой другой сфере. Например, тот же юрист или финансист может также не замечать вокруг себя остальных людей, идти по их головам к вершине. И здесь тоже будет конфликт — но не с религией, а с самим собой, с совестью. Зато другой человек и в футболе может оставаться человеком и христианином, если своим поведением и на поле, и за его пределами демонстрирует положительный пример подрастающему поколению, призывает детей отказываться от вредных привычек.

— Во многих командах в случае, если коллектив попал в полосу неудач, распространен метод: сходить в церковь, помолиться — и тогда, мол, победы придут. Вы как священник это одобряете?

Так устроен человек, что как только у него что-то не складывается и ему становится плохо, он чисто интуитивно понимает, что надо идти в церковь. Проблема в том, что отношения людей с Богом в современном мире становятся потребительскими. Когда человеку становится легче — о Боге он забывает. А такого допускать нельзя.

— К вам приходят за советом бывшие партнеры? Общаетесь с ними как друг или как священник?

Смотря в каких вопросах. Понимаете, дружба дружбой, а служба службой (улыбается). Если человек задает вопрос о своем внутреннем состоянии, если он также ищет Бога, то пытаюсь найти для него совет как духовное лицо. Но мы вполне можем также обсуждать любые темы или говорить о спорте...

— С кем чаще всего общаетесь?

Практически со всеми, с кем играл в одном составе в Одессе, поддерживаю постоянные отношения. Больше всего — с Валентином Полтавцом, Александром Косыриным. С некоторыми общаюсь реже, но все же общаюсь — с Женей Луценко, Русланом Гилазевым, Сергеем Ткаченко. Когда я уже закончил с футболом, а они еще играли, я шутил: «Давайте, завязывайте, чтобы мы могли играть нормально в футбол!». Я рад, что они занимаются, что у них есть дела. В общем, связи не теряем.

— Ходите на стадион?

Нет. Могу разве что в выпусках новостей посмотреть голы, моменты какой-то игры... В основном, опять же, черпаю информацию из общения с бывшими партнерами.

— По тому, что вы видите, можете сказать — меняется футбол в лучшую или худшую сторону?

Ничто не стоит на месте. Заметил следующую тенденцию: если в 90-х, когда я начинал свой путь в боль­шом спорте, в первую очередь были востребованы атлетичные высокорослые футболисты, то сейчас на передний план выходят исполнители невысокого роста и отнюдь не выдающегося телосложения. Больше ценятся скорость, быстрота мышления — меня это радует.

— У вас есть сейчас любимая команда?

Нет, особых предпочтений нет. Отношусь с симпатией к тому коллективу, который на данный момент показывает красивый футбол. В позапрошлом сезоне это была «Барселона», в прошедшем — «Бавария»... Какая команда понравится мне в следующем, не знаю. Возможно, это будет «Черноморец».

— Вы славились в свое время как мастер исполнения штрафных ударов. В чем был секрет? Это была Божья воля или результат многолетних тренировок?

Это многолетний труд и умение смотреть и учиться у других. Мне помогло, что рядом, особенно в молодости, всегда были ребята, прекрасно исполнявшие штрафные. Поначал у меня к стандартам даже не подпускали. Но спасибо тренерам, которые почувствовали мой дар. Одним из первых его во мне разглядел Михаил Иванович Фоменко — на тот момент наставник «Металлиста».



— Как служителю церкви не кажется ли вам, что в сфере футбола у молодых людей появляются непомерно большие доходы в сравнении с людьми других профессий? Большие деньги, в свою очередь, развращают молодежь...

— Высокие зарплаты не являются злом. Если Господь дает возможность кому-то хорошо зарабатывать, это означает лишь, что этот человек может помочь другому, который не так богат.

— После того как вы закончили футбольную карьеру, выходите ли на поле, допустим, в товарищеских матчах? Возможно, просто играете с друзьями?

— Пожалуй, по пальцам двух рук можно сосчитать случаи, когда выходил на поле с товарищами. На самом деле, ребята зовут, но у нас не совпадает время. Вечером часто идут богослужения, а, значит, я занят. Вот ФК «Одесса» меня приглашал зимой на восстановительные мероприятия, на тренировки. И я с ними бегал... Сейчас вот Саша Косырин закончил карьеру, он теперь вольная птица. Думаю, мы еще найдем время и сыграем и с ним, и с Полтавцом, и с Билозором...

— А с Семеном Альтманом общаетесь?

— Часто видимся возле базы «Черноморца» — я там живу неподалеку и, бывает, прогуливаюсь рядом с футбольным полем. А он приезжает смотреть игры «дубля». Общаемся и в другое время, просто созваниваясь.

— А что за история с паломничеством в Израиль, которое вы совершили еще в бытность футболистом?

— Это было в том сезоне, когда мы стали бронзовыми призерами чемпионата Украины. Да, зимой 2006-го. «Черноморец» начинал зимнюю подготовку где-то 10 января, а я попытался отпроситься у Альтмана — вместе с семьей мы примкнули к паломнической группе, которая отправлялась в Иерусалим на праздник Рождества. Вернуться должны были, по-моему, числа 13-го, то есть три дня подготовки я пропускал. Семен Иосифович долго не хотел меня отпускать, даже предлагал, чтобы я вернулся раньше своей группы, на само­лете другой авиакомпании, но такой возможности не было. И тренер в конце концов позволил мне увидеть святые места.

— Что почерпнули для себя из той поездки?

— Ощущения от Иерусалима — будто ты идешь по страницам Евангелия. Проникаешься его духом.

Юрий ТРОХИМЧУК, газета «КОМАНДА»

 

ua.tribuna.com

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.

  • 10 октября | Блогосфера

    К вопросу о "московской Церкви"

     Сейчас, в связи с известными политическими, экономическими и социальными процессами, происходящими в Украине, стали все чаще и чаще звучать призывы «запретить» и «уничтожить» «москальску церкву» и организовать «единую незалежну церкву народу Украины». Для продвижения этой идеи идеологи «национальной церкви» достают из нафталина истории знакомые еще с 90-х годов призывы «независимому государству – независимую Церковь» и даже воодушевляющий в своем безапелляционном  крике«геть московського попа». Но, если посмотреть на все происходящее без истерики, становится заметно несколько парадоксальных фактов: