САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»

 Этой цитатой из Евангелия от Матфея (19, 14) уместно начать рассказ о воскресной школе, вот уже 20 лет работающей при одесском Свято-Троицком соборе. Этот храм – старейший в городе, еще в 1795 году первый камень в его основание был заложен митрополитом Екатеринославским Гавриилом, а освящение состоялось в 1808 году – более 200 лет назад. За свою древнюю, по одесским меркам конечно, историю Свято-Троицкий храм носил разные названия.Первые сто лет своего существования это была Греческая Троицкая церковь, т.к. греческая община юной Одессы принимала непосредственное участие в строительстве, греки же были и основной частью первых прихожан; с 1908 по 1936 год – Свято-Троицкая (Греческая) церковь.

 

С 1936 по 1941 год храм был закрыт советской властью и вместо культа духа здесь занимались культом тела – сделали спортивный зал. Как и многие другие одесские храмы, Свято-Троицкий был вновь открыт оккупационной румынской комендатурой и сохранял свое прежнее наименование до 1956 года – тогда он стал подворьем Александрийского патриархата, а настоятелями – представители греческого духовенства. Такой статус сохранялся вплоть до 1999 года, когда Александрийское подворье по благословению Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переведено в Москву в храм Всех Святых на Кулишках, а Свято-Троицкий (Греческий) храм вошел в состав Одесской митрополии Украинской Православной Церкви. И наконец, с 4 января 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, Свято-Троицкий храм получил статус собора. Таким образом, в Одессе сегодня три собора: Свято-Преображенский, Свято-Успенский и Свято-Троицкий.

Самая первая воскресная школа при Свято-Троицком храме была создана практически сразу после его основания – в 1811 году. К сожалению, о ее истории известно мало. Наш рассказ – о современной воскресной школе при этой замечательной церкви. Кажется, совсем недавно это было. Время гонений на Церковь тогда еще в Советском Союзе закончилось, люди уже безбоязненно могли посещать храмы, и, естественно, возникла острая потребность в знании о том, что же такое Православная вера. Десятилетия безбожия и атеистической пропаганды сделали свое дело – народ, хотя и потянулся к Богу, но не знал, как это делать правильно, где истинная вера. Ведь вместе со свободой и демократией с падением «железного занавеса» в СССР потянулись и всевозможные «пасторы» самых разнообразных сект, и на руинах коммунистической идеологии начали процветать небезопасные для душевного здоровья культы. Поэтому открытие воскресных школ при православных храмах стало насущной необходимостью. И первая такая школа в Одессе была создана в 1989 году при Свято-Троицком храме, причем за основу были взяты церковные традиции дореволюционного периода.

Группы создали не только для взрослых, но и для детей от 6 до 12 лет. Были закуплены учебники, которые в те годы еще были в дефиците – «Закон Божий», «Краткий катехизис», «Молитвословы», «Жития Святых». Перед началом первого учебного года был совершен торжественный молебен, который возглавил тогдашний настоятель Свято-Троицкого храма экзарх Патриарха Александрийского архимандрит Феодор, ныне являющийся Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки.

 

Эта традиция сохраняется и по сей день. Только молебен теперь возглавляет нынешний настоятель собора протоиерей Виктор Петлюченко, один из первых преподавателей воскресной школы. А самой школой заведует его супруга – Раиса Сергеевна Мельниченко.

Практически сразу и преподаватели, и учащиеся столкнулись с отсутствием помещений для занятий. Некогда, до революции Свято-Троицкой церкви принадлежали два соседних здания. Сегодня в одном из них расположена городская больница, а в другом – жилой дом. Вернуть их Одесской епархии практически невозможно. Таким образом, занятия в первые годы проводились в спевочном помещении хора, это небольшой зал практически под крышей, куда необходимо подниматься по крутой лестнице, что было весьма непросто для детей младшего возраста и пожилых прихожан. Но эти мелкие неудобства не останавливали людей на пути к познанию Бога. Учащиеся становились настоящими проповедниками Слова Божиего в своих семьях. Часто бывало так, что вслед за детьми в храм приходили и их родители. К этому же времени относится и создание детского хора – единственного в Одессе. Чистые, звонкие, нежные детские голоса кажутся ангельскими, их пение уносит молящегося, без преувеличения, на Небеса. Особенно умилительно звучат «Херувимская» и «Да исправится молитва моя…» Д. Бортнянского. Последнее песнопение бывает только в Великий пост, поют девочки, стоя на коленях на ступенях амвона перед алтарем.

Настоящий расцвет воскресной школы при Свято-Троицком соборе начался в 1999 году. Постепенно были проведены ремонт и реконструкция внутренних помещений храма, что позволило выделить помещения как для библиотеки, так и для воскресной школы. Закупили необходимую мебель. Теперь школа при храме стала выглядеть привычно – с партами, доской, учениками и учителями. Обязательно проводятся педагогические советы, родительские собрания. Обучение идет по специальным программам, которые на каждый учебный год составляет заведующая приходской воскресной школой Р.С. Мельниченко, а утверждает настоятель собора.

В настоящее время в воскресной школе 138 воспитанников, из которых 37 взрослых, а остальные – дети и молодежь, распределенные по возрасту на четыре группы: 16-18 лет, 13-15 лет, 11-12 лет и 9-10 лет. Есть и своеобразный «детский сад» – дети от 5 до 8 лет. Такое разделение пришло со временем и опытом. Со временем руководители школы столкнулись с неожиданной проблемой – выросшие дети не хотели покидать школу. В результате при Свято-Троицком храме по благословению владыки Агафангела был создан молодежный центр под руководством молодого клирика собора священника Сергия Кударенко.

Все преподаватели – а их 11 человек – имеют высшее светское образование, некоторые прошли обучение на специальных катехизаторских курсах. Школа получает периодическое издание «Воскресная школа», а для повышения уровня для преподавателей проводят курсы специальных лекций. Перечень предметов разный для детей и для взрослых. Самые маленькие изучают «Закон Божий», им читают православные книги и показывают фильмы. К слову, при храме оборудовано специальное помещение видеотеки. Взрослые же и дети среднего и старшего возраста обучаются различным предметам. Для взрослых это «Закон Божий», «Введение в Богословие», «Литургика» (учение о богослужении), «История Православия». Молодежи и детворе, в зависимости от возраста, преподают «Нравственное богословие», «Общую церковную историю», «Катехизис», «Литургику», «Закон Божий». Также рассматриваются вопросы, связанные с созданием православной семьи, воспитанием детей, нравственными устоями.

 

Уровень знаний учащихся проверяется. В начале работы школы они сдавали экзамен настоятелю собора протоиерею Виктору Петлюченко. При всей кажущейся строгости с испытанием справлялись все. Но затем педагогический коллектив пришел к выводу, что гораздо конструктивней станет проверка знаний через написание рефератов. Таким образом, учащиеся смогут лучше усвоить материал.

Кроме того, для детей и родителей обязательно постоянное посещение богослужений, непременно – воскресных и праздничных Божественных Литургий. Все воспитанники школы регулярно исповедуются и причащаются святых Христовых Тайн. Они с охотой принимают участие в церковной жизни собора: помогают духовенству в алтаре (понятно – только мальчики), несут самое настоящее клиросное послушание – поют в хоре, помогают чтецам. Это дает особое понимание святости храма. Ребята с радостью приходят на богослужения и потом – на занятия, и, как рассказывают многие родители, даже торопят их, чтобы не опоздать на службу.

Еще одной неотъемлемой частью жизни приходской воскресной школы стали паломничества. По благословению отца настоятеля среди родителей создана специальная группа по сбору средств: храм ведь посещают люди разного уровня достатка, а иметь возможность участвовать в паломничествах должны все дети, поэтому более состоятельные прихожане берут на себя часть оплаты малоимущих.Так совершается процесс воспитания не только детей, но и их родителей. И конечно же, родители не оставляют своих детей голодными – перед занятиями и, соответственно, после богослужения им устраивают чаепития. Ну а по праздникам – особое угощение.Время идет, дети растут, взрослеют, становятся студентами, в том числе и духовных учебных заведений, пополняют ряды духовенства. Девочки часто стремятся стать женами священников, и им это удается. Многие из первых учащихся уже сами стали родителями и теперь приводят своих малышей в старинный Свято-Троицкий собор. Скоро и они пополнят ряды учащихся приходской воскресной школы.

Так на практике осуществляются слова настоятеля протоиерея Виктора Петлюченко о необходимости воспитания в подрастающем поколении не только веры, но и знаний, чтобы, по слову Апостола, дети были способны дать ответ каждому, вопрошающему о нашей вере. Общая задача – как духовенства, так и преподавателей – воспитать православных христиан, верных чад Церкви Христовой, любящих Господа, Богослужения, тех, кто в последующие годы наполнит храм, приведет в него своих детей.

 

 rusedin.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.