САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

24 ноября | Ольга Кравец

Пред чудотворной «Касперовской » иконой

Ни войны, ни революции, ни смены режимов и даже государственного статуса Украины, никакие политические катаклизмы не смогли изменить нашу, одесскую, традицию. Каждую пятницу рано утром – в семь часов – в кафедральном соборе (сегодня – это Свято-Успенский кафедральный собор) совершается акафистное пение перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Касперовская».

Ни войны, ни революции, ни смены режимов и даже государственного статуса Украины, никакие политические катаклизмы не смогли изменить нашу, одесскую, традицию. Каждую пятницу рано утром – в семь часов – в кафедральном соборе (сегодня – это Свято-Успенский кафедральный собор) совершается акафистное пение перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Касперовская».

Возглавляет богослужение Высокопреосвященнейший Агафангел, Митрополит Одесский и Измаильский. Ему сослужит многочисленный сонм городского духовенства. Собор, несмотря на столь раннее время, бывает полностью заполнен богомольцами, прибывшими сюда, в центр Одессы, из разных районов города, из разных приходов.
Причем те прихожане, которые спешат на работу, приходят в собор заранее – где-то в половине седьмого, чтобы успеть приложиться к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Касперовская» до того, как он будет изнесен на центр храма. И парит эта небольшая икона в драгоценной ризе над многочисленным собранием паствы, несомая с особой торжественностью Владыкой Агафангелом.
В любую погоду, когда еще практически темно, сыро и холодно, знойным, часто удушливым летом или промозглой одесской зимой с ее гололедом и пронизывающим ветром, спешат православные одесситы в главный храм города, чтобы припасть к Царице Неба и земли и испросить у нее помощи и заступничества в многочисленных наших земных заботах. Гости города также стараются хотя бы один раз побывать на этом богослужении, потому что оно необыкновенно. Православные одесситы так и говорят межу собой, например: «Ты будешь на акафисте?»
Когда приходишь сюда в первый раз, вспоминаешь предание о том, как посланные святым равноапостольным князем Владимиром гонцы, вернувшись из Константинопольской Софии, говорили: «Не знаем, на небе мы были или на земле». Многочисленное городское духовенство в сияющих облачениях в центре собора, в середине них – Владыка Митрополит.
Именно он, Высокопреосвященнейший Агафангел, начинает акафистное пение, которое продолжает множество священников, а завершает каждый икос всенародное пение, сотен собравшихся богомольцев: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», и каждый кондак сопровождает всеобщий возглас: «Аллилуиа»! Как торжественно и прекрасно это пение в соборе! Оно настолько проникновенно, что ощущаешь всем своим существом живую и неразрывную связь с поколениями верующих, которые молились здесь в былые годы, и с теми, которые придут после нас. Ощущаешь прочную духовную связь с теми святыми угодниками Божьими, которые населяют Небесные Обители! И все мы едиными устами и единым сердцем поем акафист Пречистой и Преблагословенной Пресвятой Богородице. Здесь соединяется Небо и земля, здесь по-настоящему ощущаешь себя членом тела Церкви. «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены», - пишет святой апостол Павел в Послании к Римлянам (12,5). И действительно, не знаешь на Небе ты или на земле…
Высокопреосвященнейший Агафангел начинает акафистное пение, которое продолжает множество священников, а завершает каждый икос всенародное пение
Акафистное пение совершается еженедельно, кроме Светлой Пятницы, которая бывает после Пасхи, Воскресения Христова. Начало этой многолетней традиции было положено в годы русско-турецкой войны, или Крымской войны 1853 - 1856 годов. Преподобный Иннокентий Одесский, в те годы архиепископ Херсонский и Таврический, совершал свое архипастырское служение на передовых позициях русских войск в буквальном смысле этого слова. Одесса – город не военный, и с моря он виден весь как на ладони. Этим и воспользовались «заклятые друзья» России – флоты Великобритании и Франции, поддерживавшие в той войне Османскую империю – исламскую Турцию против христианской России. Английский фрегат «Тигр» практически в упор расстреливал беззащитных, но не сдающихся одесситов. Снаряды рвались на улицах города и даже в резиденции правящего архиерея на Французском бульваре. Происходили эти трагические события на Страстной Седмице Великого поста. По призыву преподобного Иннокентия в Великую Пятницу одесситы собрались в Свято-Преображенском кафедральном соборе и, так же как греки во Влахернской церкви, взмолились ко Пресвятой Богородице: «…покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».
Снаряды рвались на Соборной площади, но православные не прерывали молитвы, и она была услышана. По непонятной до сих пор причине вражеский флот ушел от берегов Одессы, хотя до покорения города оставалось совсем немного. Мало того, фрегат «Тигр» позже был потоплен и пушка, из которой обстреливалась Одесса, установлена и ныне стоит на Приморском бульваре возле здания мэрии.
Спасо-Преображенский кафедральный собор был взорван большевиками. А чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Касперовская» перенесена в Свято-Успенский храм. В годы Великой Отечественной войны, когда шли жестокие бои за освобождение Одессы от румыно-фашистских захватчиков, православные, как и в годы Крымской войны, молились перед образом своей Небесной Заступницы. И специально подготовленный оккупантами карательный батальон, который должен был «примерно наказать» непокорных одесситов, так и не смог причинить им зла. А на следующий день в Одессу вошли воины-освободители!
После войны Свято-Успенский храм получил статус кафедрального собора. Здесь и сегодня пребывает Пречистая Богородица в Своем чудотворном образе «Касперовская». Долгие годы насаждаемого безверья не поколебали усердия православных одесситов, их душевного стремления к еженедельному пятничному архиерейскому акафистному пению. Пусть в советские годы это богослужение не было столь многочисленным, как сегодня, но оно продолжалось.
Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор вновь предстает перед одесситами и гостями города во всем своем великолепии. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокетий (Борисов) причислен к лику святых. А для молитвы пред чудотворным «Касперовским» образом Царицы Небесной по-прежнему прибывают богомольцы из всех уголков Православного Мира.
Пение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы, которым Преподобный Иннокентий прославил чудотворный Касперовский образ Пречистой, и доныне хранит Одессу. Чудесный Омофор оберегает наш богоспасаемый град от «труса, потопа, огня, меча и от междоусобные брани, и от всякого зла, и от всякого врага льстивого и от бури наносимой…».
Спешат богомольцы в Свято-Успенский кафедральный собор забывая о своих физических немощах, многочисленных заботах житейских, чтобы в земном поклоне припасть к Пречистой и Преблагословенной Пресвятой Богородице и всем вместе – духовенству, монашествующим и мирянам – едиными устами и единым сердцем петь: « О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, Тебе вопиющих: Аллилуиа». Это кондак 13 акафиста Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста, и само богослужение этого дня зовется «Субботой Акафиста». Каждую пятницу поют его православные одесситы, возглавляемые своими священниками и своим Владыкой Агафангелом.
Сегодня невидимая война происходит в каждом из нас. Это наши страсти и грехи. Это наши неверные действия, совершаемые по отношению к другим людям. Но ведь во Христе мы все братья и сестры. Ведь «нет ни Еллина, ни Иудея… но все и во всем Христос», - пишет святой апостол Павел в Послании к Колосянам (3,11).
Как же научиться нам, омертвевшим душой, с иссохшим сердцем, такой всеобъемлющей Любви, в которой нет эгоизма, которая и есть Христос? «Невозможное человекам, возможно Богу» - это говорит всем нам Сам Господь в Евангелии (Лк. 18, 27). Надо только попросить, попросить Бога и Его Пречистую Матерь, обратившись к Пресветлому ее «Касперовскому» образу, пред которым мы, православные, не устаем взывать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором»!

 

odnarodyna.com.ua

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.