САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

15 ноября | Ольга Кравец

Богоспасаемый град Одесса

Практически каждый день мы становимся свидетелями катастроф, природных или техногенных. Конечно, основная причина нашей, порой излишней, информированности – это вездесущие СМИ с их манией сенсаций.

 

 

Практически каждый день мы становимся свидетелями катастроф, природных или техногенных. Конечно, основная причина нашей, порой излишней, информированности – это вездесущие СМИ с их манией сенсаций. Но тем не менее бедствия той или иной природы происходят, можно сказать, постоянно. Некоторые видят в этих явлениях предвестие «конца света», другие стремятся объяснить происходящее научно. Что сказать на это?
В Евангелии говорится о том, как Господь беседует с учениками о судьбах мира. Он пророчествует и об относительно близких событиях – разрушении Иерусалима римской армией, и о событиях конца веков. И особо уточняет: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Запомним это и не будем поддаваться ненужным волнениям.
Предлагаю еще один пример, более близкий к теме, на этот раз из Евангелия от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Не думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (13, 1-5). Подробностей происшествия евангелист не приводит, наверное, в его время это были общеизвестные события, и гораздо важнее было показать, почему они произошли и что надо делать для того, чтобы они не повторялись. Тут ключевое слово – «покаетесь». С ним связана и Ветхозаветная Книга Пророка Ионы. Помните, это тот, кто три дня провел во чреве кита? Такому наказанию пророк был подвергнут за то, что боялся исполнить волю Божию: идти в город Ниневия и проповедовать его жителям покаяние, иначе все они погибнут. И что вы думаете? Напрасно боялся пророк Божий, ниневитяне наложили на себя всеобщий трехдневный пост, усердно покаялись в своих грехах, и Бог помиловал их. Не произошло катастрофы.
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников», – пишет в Послании к Тимофею святой Апостол Павел (1,15). Сам Господь говорит о том, что пришел спасти отнюдь не праведников, и «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Запомним эти слова Господни.
Наверное, многие замечали, что есть места, которые часто подвергаются различным бедствиям, а есть такие, которые беда как бы обходит стороной. И это вовсе не потому, что в одном живут грешники, а в другом – сплошные праведники с молитвенниками. Как учат нас Святые Отцы, во всем этом есть Промысл Божий, и оба примера существуют для нашего назидания.
В истории Одессы есть немало трагических событий, когда само её существование было буквально на грани, и спасение становилось возможным лишь благодаря чуду Божию по всеобщей молитве.
Пожалуй, самая известная история о чудесном заступничестве Пресвятой Богородицы относится в Крымской войне 1853-1856 годов. Вражеский флот взял в осаду беззащитный город, беспощадно расстреливая его из корабельных орудий. Тогда одесское духовенство и миряне во главе с будущим святым и преподобным, а тогда архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) начали совершать ежедневные акафистные пения перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы, именуемым Касперовским. И по не всем понятным причинам вражеский флот снял осаду и ушел от одесских берегов, а его флагман фрегат «Тигр» позже был потоплен. Его пушка до сих пор украшает Думскую площадь.
В грозные дни начала русского бунта – революции 1905 года у берегов Одессы произошло довольно известное, но получившее, однако, несколько однобокую оценку событие. Речь идет о восстании на броненосце «Потемкин». Практически не известными широкой аудитории остаются факт обстрела из орудий мятежного броненосца одесского порта и угроза начать уничтожение центральных зданий города. Так восставшие пытались добиться от городских властей похорон их руководителя матроса Г. Вакуленчука по православному обычаю. Одессу тогда спас ее молитвенник и небесный покровитель – теперь святой праведный, а тогда – протоиерей Иона Атаманский. Именно он добился у городских властей необходимого разрешения и отпел бунтовщика. Правда, захоронили его за кладбищенской стеной.
Современный читатель в этой истории не видит ничего чудесного. Однако по законам Российской империи бунтовщиков было запрещено отпевать и хоронить на кладбищах. То есть одесские городские власти, разрешив отцу Ионе отпеть Вакуленчука, совершили должностное преступление, как и сам священник. Но таков был Промысл и великая воля и милость Божия – не пострадал никто. Мятежный корабль ушел в нейтральные воды, и на этом революционные события 1905 года для Одессы закончились.
Еще менее известный факт чудесного заступничества Пресвятой Богородицы произошел в Одессе в апреле 1944 года, во время боев за Одессу и буквально накануне освобождения города. Как известно, румынские оккупанты открыли в городе православные храмы, закрытые большевиками, но относились они к Румынской Православной Церкви. В ночь на 10 апреля 1944 года в Свято-Успенском храме, ныне кафедральном соборе, где пребывает чудотворный Касперовский образ Пречистой, перед ним молились многие горожане. На это время Одесса была отдана немецко-фашистскими оккупантами на растерзание калмыцкому корпусу. Комендатура выпустила приказ, запрещающий закрывать ворота дворов и двери домов. Черные всадники смерти должны были промчаться жутким вихрем через беззащитный спящий город и вырезать всех, как это они сделали в селе Усатово, что под Одессой. Там были зверски уничтожены все жители во главе с настоятелем местного храма. С каким чувством обращались люди к Небесам, знают только они. В эти минуты советская конница кавкорпуса И.А. Плиева не стала, как задумывалось ранее, задерживаться на станции Раздельная, а совершила форсированный бросок на Одессу. Так были спасены жители города.
В т.н. постперестроечные годы, когда Украина стала незалежной, националисты решили, что теперь пришло их время, и стали навязывать православным одесситам свои идеалы, в том числе и духовные в виде филаретовской раскольничьей псевдоцеркви, автокефальных самосвятов и униатов. Тогда в адрес Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, звучали открытые угрозы физической расправы, сменяющиеся потоками чудовищной клеветы в «демократических» СМИ. В это непростое время не забыли православные о древнейшем и самом действенном способе обороны русского народа «от врага и супостата» – Крестные ходы. Еженедельно вокруг Одессы совершался ночной Крестный ход с чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» на камне. Его все годы большевистских гонений хранили в своем доме благочестивые женщины. И сколько бы ни засылалось в Одессу батальонов УНА–УНСО, какие бы провокации ни устраивало т.н. «Братство» Корчинского, каких бы «продвинутых» лже-архиереев ни присылал в Одессу Филарет Денисенко – все оказалось тщетным. Одесса как была, так и осталась городом Русского Православия.
И сейчас Одессу хранит молитва ее православных жителей во главе с владыкой митрополитом Агафангелом. Еженедельно по пятницам ранним утром в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается акафистное пение перед чудотворным Касперовским образом Пресвятой Богородицы. Традиционно его в сослужении городского духовенства совершает правящий архиерей – Высокопреосвященнейший Агафангел. Несмотря на раннее время – 7 часов, собор всегда бывает заполнен богомольцами. Конечно, в Одессе случаются различные катаклизмы, но катастрофами их назвать никак нельзя. Беда, слава Богу и Его Пречистой Матери, обходит наш град стороной.
Все примеры помощи Свыше приведены автором не для того, чтобы показать, какие одесситы – замечательные православные молитвенники и как велики их заслуги пред Богом. Да не будет этого! Как известно, сила Божия в немощи совершается. Одесса – портовый, туристический и торговый город с современной сетью индустрии развлечений и всеми известными последствиями этих видов деятельности. И в то же время Одесса – это город великих православных святынь и великих православных подвижников, старцев, в том числе и современных. Таких городов на Руси много, и в каждом есть свои святые и свои святыни.
Проблема в том, что их нужно православно, т.е. правильно почитать. Ведь это наши проводники к Небесам, к Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. Благодать Божия, по свидетельству Святых Отцов, изливается на грешную землю непрестанно. Только люди часто не в состоянии ее принять. Или просто не знают о ней. Господа Иисуса Христа мы называем Спасителем, Спасом, потому что Он спасет наши души, нас самих от грехов, проклятия и смерти. Но Он не может это делать без нашего участия, без нашего желания.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, так пишет об этом в Книге Откровения, или Апокалипсисе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Выйдем же, русские люди, навстречу Богу, ведь Православие – это последний рубеж нашего единства! Далее – мрак разделения.

 

rusedin.ru
 

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.