САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

4-я неделя по Пятидесятнице. Мысли о вере.

Когда мы читаем Священное Евангелие, нам всегда хочется из плоти текста вычленить, выделить самую важную тему, самую важную мысль. Мы как бы спрашиваем сами себя: «А что же Господь именно мне хочет сказать тем или иным отрывком, что же для меня тут важно?» И вот такой главной темой сегодняшнего Евангельского ...

Когда мы читаем Священное Евангелие, нам всегда хочется из плоти текста вычленить, выделить самую важную тему, самую важную мысль. Мы как бы спрашиваем сами себя: «А что же Господь именно мне хочет сказать тем или иным отрывком, что же для меня тут важно?» И вот такой главной темой сегодняшнего Евангельского чтения, его смысловым стержнем, несомненно является тема веры.Но, что же такое вера, для чего она нужна и как вера соотносится с научным знанием.Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно то, что мы не можем проверить опытным путем, мы, что называется, принимаем на веру. Так, например, на веру мы принимаем многие положения и предположения из мира науки, из истории нашего мира. Более того, вера, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно,  верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта. Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Бога невозможно доказать, потому что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом мы можем сказать, что бытие, реальность существования Бога невозможно подтвердить опытным путем, следовательно, оно воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно опытно доказать истинность существования Бога опытным путем, означает и обратное – опытным путем невозможно его опровергнуть, невозможно методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос о истинности бытия Бога – это вопрос не опытной науки, но именно веры.Следовательно, было бы неправильно говорить – человек верит в Бога – человек не верит в Бога. Правильней было сказать – человек верит в то, что Бог есть или человек верит в то, что Бога нет.Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное воззрение? Исходя из всего вышесказанного, мы можем сказать, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там где заканчивается область научных исследований, там начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям и наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Именно поэтому многие из выдающихся своего  времени были верующими в Бога людьми. Можно вспомнить хотя бы имена Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или академика Бориса Викторовича Раушенбаха и многих-многих выдающихся ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Бога. Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души, следовательно, каждый из нас может искренне и от всего сердца сказать – верю, верую.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.