САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Воин Христов

22 июня для каждого нашего человека – это день начала Великой Отечественной войны. Для православной Одессы – это еще и день, когда Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел возглавил местную епархию. Это также – день начала войны, только на более тонком уровне, являющейся продолжением той духовной брани, которую православный христианин ведет всю свою жизнь, а для монаха, священнослужителя и в особенности для архиерея она протекает наиболее остро. Поэтому монашество еще именуют бескровным мученичеством.

22 июня для каждого нашего человека – это день начала Великой Отечественной войны. Для православной Одессы – это еще и день, когда Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел возглавил местную епархию. Это также – день начала войны, только на более тонком уровне, являющейся продолжением той духовной брани, которую православный христианин ведет всю свою жизнь, а для монаха, священнослужителя и в особенности для архиерея она протекает наиболее остро. Поэтому монашество еще именуют бескровным мученичеством.

Начало 1990-х годов для многих осталось в памяти как один из самых тяжелых периодов. Единая, большая страна – Советский Союз – рухнула, а на ее обломках начали формироваться т.н. независимые республики. Одним из самых больших обломков стала Украина. Казалось, что практически сразу обрушилось все, сама жизнь стала другой, другой стала и та республика, которую многие считали своей Родиной, а не Батькивщиной. Но гораздо более драматичные события происходили не в политической, а в духовной жизни Украины. Тогдашнее руководство этой республики гордится тем, что удалось избежать гражданского вооруженного противостояния, которое происходило в других регионах бывшего Союза. Но война на Украине все-таки была, только на духовном уровне, продолжается она и сейчас.

Члены бывшей партийной номенклатуры вмиг стали украинскими патриотами. Не оставив своих большевистских привычек, они начали перестраивать под себя все вокруг, включая и Православную Церковь. «Независимой Украине – независимую церковь» – этот лозунг тогдашнего президента Л. Кравчука положил начало т.н. «филаретовскому расколу». Против такого поворота событий поднялись тысячи, если не миллионы верующих. И если бы не Харьковский Архиерейский Собор (27–28 мая 1992 г.), то и открытое гражданское противостояние на религиозной почве могло стать вполне вероятным. Но Собор состоялся, в том числе и благодаря депутатской неприкосновенности Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела, бывшего тогда депутатом Верховной Рады I созыва.

Низвергнутый бывший киевский митрополит Филарет Денисенко «в долгу» не остался: боевиками УНА-УНСО было разгромлено епархиальное управление Винницкой епархии, которую на тот момент возглавлял митрополит Агафангел. Потоки лжи и клеветы, распускаемые националистами и филаретовцами, были просто чудовищными. Это ли не война – жестокая и беспощадная, та, на которой пленных не берут?

В это же время Одесса переживала одно из самых смутных времен в своей духовной истории. Православные верующие выступили против попытки присоединения епархии к т.н. «автокефальной» украинской церкви. В церковном обществе царили нестроения, недоверие и вражда. Одесская паства остро нуждалась в истинном пастыре, а не наемнике и не волке в овечьей шкуре. Таким пастырем добрым, полагающем жизнь свою за овец (Ин.10, 11), и стал митрополит Агафангел, прибывший 22 июня 1992 года из Винницы в Одессу.

Так началось решающее сражение владыки Агафангела за спасение бессмертных душ тех людей, которых вверил ему Господь, невозможное без сохранения единства с Русской Православной Церковью, которую на Украине называют Матерью. Именно так – с большой буквы.

Сегодня, когда видишь сияющее золото куполов и благолепие одесских храмов, кажется, что так было всегда. Но приведем только два, пожалуй, самых характерных примера. В момент прибытия митрополита Агафангела в Одессу на месте Свято-Пантелеимоновского монастыря располагался планетарий с дырой в куполе для телескопа и чудом сохранившимися фресками, на которых у святых были выколоты глаза. А вместо старинного Андреевского Афонского подворья, из которого русские паломники отправлялись некогда на Святую Гору и на Святую Землю, гудел коммуналками, школой и клубом дом трамвайщиков – так в Одессе называли работников трамвайно-троллейбусного управления. Нужно было вернуть людям храмы, напомнить о святых. И это происходило в условиях позиционной войны с национал-раскольниками.

Конечно, Одесса – слава Богу, не Львов и не Ивано-Франковск, это по-прежнему русский город, один из самых привлекательных на постсоветском пространстве после Москвы и Санкт-Петербурга. Неудивительно, что такой уж больно лакомый кусок бывшая партноменклатура, мгновенно перекрасившаяся из кумачового в сине-желтый цвет, не могла оставить без своего особого попечения. Ни тогда, ни сегодня не дает ей покоя одесский русский дух, особенно дух Русского Православия, без которого наш город просто невозможен.

В Одессе, в буквальном смысле засучив рукава, митрополит Агафангел принимается за работу. Расскажем о некоторых ее результатах. За двадцать лет пребывания владыки на Одесской кафедре зарегистрировано 346 православных общин, построено и возрождено 275 храмов, открыто девять монастырей. Однако без священника не может быть прихода, и в епархии за это же время стало больше на 520 иереев и 165 диаконов. Таким образом, сегодня в городе 566 приходов, 476 храмов и 12 монастырей. Для сравнения: в 1992 году во всей Одесской области было 85 приходов, а в городе – восемь. Это ли не торжество Русского Православия!

Однако не только и не столько великолепием возрожденных и вновь отстроенных храмов прославил Одессу ее владыка. По представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела решением Священного Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк).

Активная миссионерская деятельность, энергичное и разностороннее социальное служение, твёрдая и принципиальная позиция в вопросах церковного единства и соблюдения критериев общественной морали – вот духовные ориентиры Одесской митрополии. Их достижению служат многочисленные полученные от Бога таланты архипастыря – неутомимого труженика, строителя, пастыря, духовника. Поняв еще в начале 90-х важность для Церкви своей политической деятельности, митрополит Агафангел продолжает депутатскую работу, теперь уже на уровне Одесского областного совета, депутатом которого он является вот уже второй созыв. При этом оставаясь беспартийным, ибо архипастырь един для всех: и для власти, и для оппозиции, и для бизнесменов, и для обычных людей.

«Вся эта разносторонняя и многогранная деятельность владыки является проявлением его глубокой искренней веры и особого молитвенного настроения, той молитвенной стихии, которая наполняет его архипастырское сердце. Все богослужения, совершаемые владыкой, всегда отличаются особой торжественностью и всегда заметно, что их совершает человек глубокой веры. Это в первую очередь сказывается на всем строении богослужения и находит свое выражение в особом молитвенном настроении, которое передается сослужащим священнослужителям и пастве. Этот единый порыв окрыляет человека и возносит его вверх, подобно пламени свечи – так говорит о своем авве и наставнике епископ Белгород-Днестровский Алексий (Гроха), викарий Одесской епархии, наместник Свято-Успенского Одесского Патриаршего мужского монастыря. – И центром, смысловым стержнем такого богослужения, несомненно является фигура архипастыря, в момент Литургии олицетворяющая Самого Великого Архиерея и являющегося живой иконой Христовой. Невозможно зажечь сердце верующего человека молитвой, если ты сам не горишь этим пламенем веры и молитвы, который передается от верующего сердца к сердцу другого человека».

Несмотря на безмерную занятость церковным служением и общественной деятельностью, владыка Агафангел – простой доступный человек, который с легкостью вступает в общение со всеми без исключения людьми: и с президентами, и простыми прихожанами. Как добрый отец, митрополит Агафангел пытается достучаться до каждого человеческого сердца и во время беседы пытается постоянно сохранять невидимую связь со своим собеседником, вглядываясь в его глаза.

В этой статье мы время от времени напоминаем о той невидимой, но постоянной и напряженной войне, которую митрополит Агафангел ведет непрестанно с духами злобы поднебесной, работающими на разрушение и разделение людей, стран, церквей. Постоянно трудясь над преодолением конфликтов, он являлся организатором и участником различных встреч, направленных на умиротворение враждующих. Именно в Одессе в 1997 году произошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, посвященная сохранению церковного единства. А в 1999 году тоже в Одессе под патронатом митрополита Агафангела проходила международная конференция Фонда единства православных народов: «Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики государственных институтов власти».

В составе делегации Русской Православной Церкви по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел с 2001 года представляет Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений в Украине. Митрополит Агафангел принимал участие и в работе Всемирного Русского Народного Собора в 2004 году, слова из его доклада звучат по-прежнему актуально: «Сегодня осуществляется беспрецедентная в новейшей истории экспансия римо- и греко-католиков на нашу многострадальную землю. Наступление инославия идет с изощренной агрессией. В Одессе появилась, впервые в истории этой исконно православной земли, католическая епархия. В кафедральном римо-католическом костеле недавно состоялась хиротония католического священника. Также впервые здесь был создан униатский экзархат. В костеле г. Одессы поочередно служат римо-католический и греко-католический епископы юга Украины. Не ослабевают и нападки на Православие раскольников всех мастей, особенно филаретовцев. Все антиправославное лобби Одессы сегодня объединилось в экуменическое сборище. Униаты, католики, протестанты и обновленцы-раскольники из УПЦ КП проводят совместные т. н. «богослужения», политические акции, различные миссионерские мероприятия. Одесская Митрополия – неотъемлемая часть святой, великой, благодатной Русской Православной Церкви, единая частица Святой Руси. Народ Одесщины с надеждой взирает на народ могучей России, верит в ее богозаповеданную миссию – сохранение харизмы III Рима, «а четвертому – не бывать», как сказал древнерусский старец Филофей».

Сегодня власть на Украине сменилась, но проблемы остались, война продолжается. И по-прежнему актуальны слова митрополита Агафангела, в них – сам дух и неистребимая надежда русского митрополита на Одесской земле, горячо любимого своей паствой Владыки: «Пусть знают все народы мира, что мы – народ богоносец, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы. Предстательством Пречистой Богородицы, молитвами всех святых, в земле Российской просиявших, да поможет Господь Бог России!»

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.