САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Опыт гимнографического анализа службы всем Русским святым.

Самым замечательным произведением русской православной гимнографии за современный период развития современного русского песнотворчества несомненно является служба всем святым, в земле Российской (Русской) просиявшим. Возрожденная из глубин забвения, эта служба увидела свет в первом варианте в 1918 году, но на протяжении многих лет она дополнялямь и совершенствовалась. Идея возрождения этого праздника принадлежит ...

Самым замечательным произведением русской православной гимнографии за современный период развития современного русского песнотворчества несомненно является служба всем святым, в земле Российской (Русской) просиявшим. Возрожденная из глубин забвения, эта служба увидела свет в первом варианте в 1918 году, но на протяжении многих лет она дополнялямь и совершенствовалась. Идея возрождения этого праздника принадлежит известному востоковеду, академику, профессору Борису Александровичу Тураеву (1868 – 1920),[1] а трудились над ее составлением  вместе с инициатором священник о. Сергий Дурылин (1877 – 1954), иеромонах (впоследствии епископ) о. Иоанн (Широков, + 1937), митрополит Сергий (Страгородский). Но все же основная заслуга в составлении этой службы принадлежит священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому.Эта удивительная служба была издана несколько раз. Первый раз служба была опубликована сразу после ее составления. «18 ноября Патриарх Тихон и Священный Синод благословили печатание новой службы под наблюдением и окончательной редакцией митрополита Сергия. 13 декабря епархиальным преосвященным был разослан циркулярный указ о восстановлении праздника всех русских святых, а 16 июня 1919 направлен типографически отпечатанный текст службы с указанием совершить ее в ближайший воскресный день по получении».[2] Затем эта служба была переиздана в 1946 году. Так же полный текст службы опубликован в третей части майской Минеи.[3]Эта служба, надписанная «В Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших. Творение епископа Афанасия», помещается после всех служб мая месяца, на 308 – 352 страницах, а на 353 – 385 страницах приводятся уставные указания и полный синодик всех русских святых, который был составлен так же святителем Афанасием. Служба приводится в полной редакции для того, чтобы ее можно было совершить в иной день.На малой вечерне помещаются 3 стихиры написанные на 4 глас и подобен «Яко добля», славник и богородичен на «И ныне» также 4 гласа, но подобен не указан (скорее всего подразумевается, что они будут исполнены на тот же подобен). 1 и 3 стихиры начинаются с того же слова, с которого начинается подобен - «Яко…». 2 стихира – со слов «Веры бронями…». Они обращены ко всем святым без различия чина. Эти стихиры составлены по образцу стихир на «Господи, воззвах» на велицей вечерни из службы св. великомученику Георгию Победоносцу.[4]Стихиры на стиховне написаны на 8 глас, подобен «О преславного чудесе…». Они чередуются со стихами «Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело»(Пс.52,1) и «Господь сил с нами, Помощник нам Бог Иаковль» (Пс 52,8). Стихиры начинаются с тех же слов, что и подобен. Эти стихиры составлены по образцу стихир на «Господи, воззвах» на велицей вечери из службы св. великомученику Димитрию Солунскому.[5] «Слава» написана на самогласен 1 гласа. Именно с этой стихиры начинается поименное поминовение всех известных святых. Примечательно, что это поминовение начинается с имен женщин, просиявших на Руси. В славнике поминаются равноапостальная княгиня Ольга, преподобная Ефросиния Суздальская, благоверные Евдокия Московская, Феврония Муромская, Анна Кашинская и преподобная Ефросиния Полоцкая. Богородичен написан на подобен 5 гласа «Вострубим трубою…» и начинается теми же словами «Вострубим трубою песней…». Интересно, что гласовый напев стихир, положенных на «Славе» и на «И ныне» не совпадает.По «Ныне отпущаеши…» написан тропарь святым «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния…». Этот тропарь написан мир. Сергием (Страгородским).[6] На «И ныне» положен богородичен 4 гласа «Заступнице усердная», который является тропарем Казанской иконе Пресвятой Богородицы.Затем приводится последование молебного пения, которое по Уставу предполагается не после Литургии а после окончания малой вечерни перед началом всенощного бдения.[7] Молебен предваряется пением праздничной стихиры «Все отложше житейское томление…», написанной на 6 глас, подобен «Все отложше…». Затем следует само молебное пение, которое имеет несколько весьма характерных отличительных особенностей. Так, вместо положенного после начала обычного 142 псалма, помещен особый «псалом избранный», который поется на два лика и во время пения котрого полагается стоять с возженными свечами. Начинается избранный псалом 1 стихом 8 псалма и содержит 23 стиха. По окончании псалма следует тропарь на «Бог Господь», глас 4 – «Иерусалима Вышняго гражданы…». Этот тропарь был составлен проф. Б.А. Тураевым и первоначально был единственным тропарем на службе, но после написания митр. Сергием тропаря «Якоже плод красный…» тропарь «Иерусалима Вышняго гражданы…» был перенесен на молебен.[8] После этого тропаря, повторяемолго два раза следует богородичен 4 гласа «К Заступнице страны нашея…». Это песнопение составил иеромонах (впоследствии епископ Дмитровский) Иоанн (Широков). Оно составлено по образцу тропаря к молебному канону Пресвятой Богородице «К Богородице смиренно ныне притцем…»[9] и в нем прославляется «первописанная икона», т.е. Владимирский образ Пресвятой Богородицы. Затем, вместо 50 псалма, который должен читаться перед каноном, следует снова «избранный псалом» на два лика. Он начинается со стиха «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его», с которого начинаются 105, 106 и 117 псалмы и который является исходным стихом и рефреном 135 псалма. Этот избранный псалом, в отличие от первого, не заканчивается «Слава; И ныне. Аллилуия, трижды», но последним стихом «От восток солнца до запад хвально имя Господне» (112,3) т.к. и 50 псалом, вместо которого он и исполняется по чину молебного пения оканчивается своим последним стихом «Тогда возложат на алтарь Твой тельцы», в отличии от 142, читаемого в начале молебна который завершается «Слава; И ныне» и трехкратной Аллилуией. Использование на молебне особых псалмов избранных вместо обычных 142 и 50 является несомненным новшеством службы, основание для введения которого можно найти в деяниях Богослужебного Отдела Святого Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 – 1918 гг. Так, в докладе «Об упорядочении боослужения», который был зачитан 25 января 1918 года на 2 сесии Собора в 6 пункте 1 раздела разрешается в дни великих праздников заменять рядовые стихословия Псалтири чтением или пением осособых праздничных псалмов.[10] Можно предположить, что основываясь на этом разрешении составители и редакторы службы взяли на себя смелость заменить обычные в данном месте псалмы особыми псаломскими стихами, ясно раскрывающими смысл праздника.По окончании псалма сразу начинается молебный канон ко всем святым в земле Русской просиявшим на 8 глас. Канон указано петь без ирмосов на 4. Пение на молебне канона без ирмосов соответствует прямым указанием Устава,[11] о чем пишет свят. Афанасий в своем замечательном по глубине исследования Устава труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»: « Относительно канона на молебне Устав дает определенные указания: начинаем канон без ирмосов (Последование общего молебна в Часослове); Таже псалом 50… посем припев»Пресвятая Богородице, спас нас» и молебные тропари по ряду (в конце Октоиха); Ведомо буди, яко во Святей Горе на молебнах не поют ирмосов всех песней (Там же)… В других случаях, когда должно петь ирмосы, это всегда точно указывается: Канон со ирмосом на столько – то. Начальные слова ирмосов приводятся не для пения, а как образцы для исполнения последующих тропарей этой песни».[12]Указание петь канон на 4 находит свое обоснование в тех же литургических трудах Святителя Афанасия. «Канон вообще предназначается для антифонного пения на два лика и потому в нем должно быть четное количество стихов… Никогда не бывает пения ирмосов по однажды сверх четырех тропарей».[13]Канон святым составлен по образцу канона молебного ко Пресвятей Богородице, атрибутируемого монаху Феостерикту, помещенного в Часослове и Каноннике, и иногда почти дословно повторяет его некоторые выражения.Например, песнь 1, тропарь 1:Канон Богородице:Многими содержим напастми /К Тебе прибегаю спасения иский: /О Мати Слова и Дева, /От тяжких и лютых мя спаси.Канон святым:Многими содержими напастми /К вам прибегаем, спасения ищуще,О святии сродницы наши, /От лютых бед и нужд спасите нас.Песнь 5, тропарь 3:Разреши мглу прегрешений моих, моих, Богоневесто,/Просвещением Твоея светлости/Свет рождшая Божественный и  и Превечный.Разрушите мглу прегрешений наших,Просвещением вашея светости,Светильницы Божественнии и пресветлии      Но в отличие от Канона Пресвятой Богородице, написанного от лица одного человека, канон святым составлен от лица собора молящихся и всегда использует личные местоимения 1 лица множественного числа.Тропари в каждой песни следуют в своем построении за соответствующими им тропарями канона Пресятой Богородице, четко сохраняя количество музыкальных строк, что делает канон очень удобным для пения. Но ритмический рисунок канона не совпадает ни с ритмикой ирмоса, ни с ритмикой соответствующих тропарей канона ко Пресвятей Богородице.Для примера можно привести ирмос и 1тропарь 3 песни (ирмос у обоих канонов одинаковый – «Небеснаго круга»).[14]1 строчка:А) ирмос: Небеснаго круга верхотворче, Господи -/--/---/-/-- (12 слогов);Б) Богородице: Предстательство и Покров жизни моея полагаю Тя ,    -/----/----/--/-/ (17 слогов);В) святым: Заступницы и покоровители земли нашея вы есте.     -/-----/----//----//  (19 слогов)2 строчка:А) И Церкве Зиждителю -/--/--/  (7 слогов);Б) Богородительнице Дево ---/---/- (9 слогов);В) Божии угодницы  /---/-- (7 слогов);3 строчка:А) Ты мене утверди в любви Твоей --/--/-/-/ (10 слогов);Б) Ты мя окорми ко пристанищу Твоему  /---/--/----/  (13 слогов);В) направите нас ко пристанищу спасения -/-----/---/-- (14 слогов);4 строчка:А)Желаний Краю, верных Утверждение, Един Человеколюбче.-/-/-/---/---/-----/- (20 слогов);Б) Благих виновная, верных Утверждение, Едина Всепетая.-/-/--/---/---/--/-- (20 слогов);В) вы бо есте верным ограждение. /---/---/-- (11 слогов).[15]По 3 песни положена катавасия «Молите Бога о нас, вси святии земли Русския, яко мы усердно к вам прибегаим, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших» которая полостью соответствует припеву, положенному в данном месте в последовании общего молебна по Требнику.[16] Затем следует сугубая ектения (по смыслу – сокращенная, такая же как в чине молебна по Часослову) и седален 2 гласа «Молении теплое принесите, всехвальнии…», составленный по образцу седальна на молебне Богородице.По 6 песни после катавасии, как и по чину общего молеба, следует малая ектения, а затем – кондак, глас 6 «Предстателие страны нашея неусыпнии…».После кондака следует прокимен 4 гласа «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» со стихом «Изочту их и паче песка умножатся» (Пс.138, 17 – 18). Необычность такого выбора объясняется следующим за прокимном текстом 51 зачала Евангелия от Иоанна (15, 12 – 20), в котором Спаситель называет творящих Его волю и исполняющих Его заповеди  Своими друзьями.По окончании Евангелия на «Славе» поется «Молитвами всех святых русских, Милостиве, очисти множество прегрешений наших», а на «И ныне» – «Молитвам Богородицы..». Затем следует стихира  6 гласа и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…», на которой поминаются особочтимые русские святые. По возгласе следует продолжение молебна. По окончании 9 песни вместо «Достойно есть» положен особый стих 2 гласа. После Трисвятого следует тропарь, но не тот, что пелся в начале молебна, а 8 гласа, помещенный на малой вечерни – «Якоже плод красный…»; «Слава; И ныне» – богородичен. Затем – сугубая ектения. После нее полагается пространная молитва «ко всем святым земли Русския», которая после будет названа «полной», в отличие  от «сокращенной».[17] В ней святые поименованы по чинам и после молитвенного обращения к каждому лику в отдельности звучит общая молитва собору всех «святых сродников». За молитвой следует обычное окончание и отпуст. После отпуста поется многолетие по монастырскому чину «Спаси, Христе Боже».

[1] Афанасий (Сахаров), еп. О празднике всех святых в земле русской просиявших и о службе на сей праздник.// Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Выпуск 1. М., 1995. С.93.
[2] Балашов Николай, прот. Указ. соч. С.428 – 429.
[3] Минея май, ч. III, изд. Московской Патриархии, М., 1987. С. 308 – 385. Тексты всех песнопений службы всем святым, в земле Российской просиявшим приводятся по этому изданию.
[4] Месяца апреля в 23-й день. Святаго славнаго великомученика и победоносца  и чудотворца Георгия. На велицей вечерни стихиры на «Господи, воззвах», глас 4, самоподобен.// Минея апрель, ч. II, изд. Московской Патриархии, М., 1985. С.137 – 138.
[5]  Месяца отября в 26 день. Святаго великомученика Димитрия  Мироточца и воспоминание великого и страшного трясения. На велицей вечерни, на «Господи, воззвах» ины стихиры, глас 8. Подобен: «О, преславного чудесе…». // Минея октябрь. Изд. Московской Патриархии, М., 1980. С.650.
[6] Молитва всех вас спасет С.624; Афанасий (Сахаров), еп. О празднике всех святых в земле русской просиявших и о службе на сей праздник. С. 95.
[7]  См. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших … С. 124.
[8] Афанасий (Сахаров), еп. О празднике всех святых в земле русской просиявших и о службе на сей праздник. С. 94.
[9] Каноник. К., 2000. С.111.
[10] Священный Собор Российской Православной Церкви. Из материалов отдела о богослужении, проповедничестве и храме. // Богословские труды. № 34. С.320.
[11] Последование общего молебна.// Часослов. М., 1980.
[12] Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С.172.
[13] Там же. С. 173.
[14] В передаче ритмики горизонтальные черточки « - » означают безударные слога, а косые « / » - слога под ударением.
[15] Справедливости ради необходимо отметить, что в славянском переводе в самом каноне не сохранилось ритмическое тождество ирмосов и тропарей, поэтому у русских гимнографов, пользовавшихся славянским тексом, не было образца для руководства при составлении ритмического рисунка, основанного на равенстве количества и месторасполажения ударных и безударных слогов в строках ирмоса и тропарей.
[16]  Последование общаго молебна. // Требник . М., 1991. С. 258.
[17] Служба всем святым, в земле Российской просиявшим. С.351.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.