САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Опыт гимнографического анализа службы всем русским святым. часть 2.

За последованием молебна следует великая вечерня.На «Господи, воззвах» помещены 7 стихир (по Уставу последняя стихира опускается) – 3 на самогласен 3 гласа и 4 на самогласен 8 гласа. В первой прославляется весь собор. Во второй – святители, в третей – преподобные, в четвертой благоверные князья, в пятой – мученики и ...

За последованием молебна следует великая вечерня.На «Господи, воззвах» помещены 7 стихир (по Уставу последняя стихира опускается) – 3 на самогласен 3 гласа и 4 на самогласен 8 гласа. В первой прославляется весь собор. Во второй – святители, в третей – преподобные, в четвертой благоверные князья, в пятой – мученики и страстотерпцы, в шестой – Христа ради юродивые и праведные, в седьмом вновь следует обращение ко всем святым русским. Славник 1 гласа использует известный гимнографический прием – персонификацию Руси Православной, которая призывается радоваться и веселится о Господе. На «И ныне» положен догматик 1 гласа «Всемирную славу…». Необходимо отметить соответсвие гласового напева Славника, специально составленного на 1 глас, и текущего гласа Октоиха. После входа следуют три паремии. Первая из книги св. пророка Исаии, 49 глава, стихи 8 – 15; вторая – из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 44 глава, стихи 1 – 14; третья – из книги Премудрости Соломонова, глава 3, стихи 1 –9.На литии помещена стихира самогласна 8 гласа «Срадуйтеся с нами, вси лицы святых и вся ангельския чиноначалия…», а затем стихиры. Написанные на все восемь гласов на различные подобны: глас 1 – подобен «О дивное чудо»; глас 2 – подобен «Егда от древа»; глас 3 – подобен «Велия мученик»; глас 4 – подобен «Дал еси»; глас 5 – подобен «Радуйся»; глас 6 – подобен «Все отложше»; глас 7 – подобен «Не к тому возбраняеми»; глас 8 – «Господи, аще и судищу». На «Слава; И ныне» помещен Богородичен 8 гласа самогласен, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.На литии предписывается диакону на молитве «Спаси, Боже…» поминать избранных русских святых, а предстоятелю в молитве «Владыко Многомилостиве…» всех святых, в земле Русской просиявших. Синодик всех русских святых, помещенный в конце службы, составлялся святителем Афанасием на протяжении многих лет и включает в себя имена не только общеизвестных подвижников благочестия, но и имена малоизвестных местночтимых святых. В начальной части молитвы помещены имена 76 святых вселенской Церкви, которые либо особо почитались в Русской Церкви (вмч. Георгий Победоносец, вмч. Пантелеимон Целитель, свят. Николай, архиеп. Мир Ликийских), либо подвизались на территории Руси (ап. Андрей Первозванный, священномуч. Херсонеские, священномуч. Климент и Мартин, папы Римские, прп. Максим Исповедник, и др.), либо чьи мощи были перенесены на Русь (муч. Иоанн Младенец, великомуч. Варвара и др.), либо по своему происхождению были славянами (блаж. Андрей, Христа ради юродивый). Здесь же помещены имена святых, «просиявших в странах Кавказских». Далее а Синодике следуют имена собственно русских святых, расположенные по ликам. В первом лике равноапостольных учителей помещены имена славянских просветителей Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных князей Владимира и Ольги, свят. Иннокентия Московского, апостола Сибири и Америки и свят. Николая, апостола Сибири. Далее следуют 121 имя русских святителей и чудотворцев, помещенные в хронологическом порядке, начиная со святителя Михаила, первого митрополита Киевского (+992) и заканчивая св. Мелетием, еп. Рязанским (+1900). Затем приводятся 93 имени св. Благоверных князей и княгинь. После следуют имена 536 преподобных отцев и 10 преподобных матерей, 31 имя святых мучеников, 19 имен священномучеников и 81 имя преподобномучеников, 46 имен блаженных и Христа ради юродивых 38 имен праведных отцев и матерей. Всего в Синодике 1074 имени русских святых. Каждый из ликов оканчивается поминовением «и все прочиих» (во благочестии потрудившихся, в подвизех юродства просиявших, во благочестии и праведности подвизавшихся и т.д.). Весь Синодик оканчивается общей формулой поминовения «и всех прочиих святых. В земле Российской просиявших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси…».По окончании литии следуют стихиры святым, глас 2, подобен «Доме Евфрафов» «Земле Русская…». Они разделяются стихами «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс.8, 1) и «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них(     ). Первая стихира обращена к персонифицируемой Земле Русской, вторая стихира к Церкви Русской, третья – к Собору святых русских. Славник обращен к Святой Руси, которая воспринимается автором как «новый Дом Евфрафов». Богородичен прославляет «рождество Пречистое». В кождой стихире, в соответствии с мелодией подобна, находится 5 мелодических строк. Эти стихиры, получив огромную известность, благодаря прекрасному сочетанию мелодии подобна и слов, стали своеобразным гимном Русской Православной Церкви. В них Русская земля называется «градом Святым» и «новым домом Евфрафовым» Евфрафа – древнее название Вифлеема,[1] а сам подобен взят из службы предпразства Рождества Христова. В сознании автора Русь Святая, хранящая веру Православную (следовательно не атеистическое советское государство, а живущая в сердцах верущих Святая Русь) становится новым Домом Евфрафовым, новым Вифлеемом, т.к. в сердцах верных, как и в Вифлееме – Евфрафе, рождается Христос Спаситель. Кроме того Евфрафа – это «дом хлеба», и в Святой Руси в начале ХХ века явилось богатый плод веры – великое множество «пшеницы Божией», измолотой зубами диких зверей – гонителей Церкви.[2] К этим же стихирам приводится «ин богородичен», составленный на 8 глас подобен «О, преславного чудесе». Этот богородичен, воспевающий «Владычицу Державную земли Русския», так же приобрел широкую известность.На благословение хлебов предписывается исполнить «Богородице Дево» дважды и тропарь «Якоже плод красный», атрибутируемый митрополиту (впоследствии Патриарху) Сергию – единожды. На «Бог Господь» к воскресному тропарю 1 гласа (текущий глас Октоиха) и тропарю «Якоже плод красный…» присовокупляется на «Славе» ин тропарь, тот, который употребляется на молебне и атрибутируется проф. Б.А. Тураеву – «Иерусалима вышняго гражданы…». На «И ныне» помещен несколько измененный тропарь Владимирской иконе Пресвятой Богородицы – покровительнице Русского Государства. Незначительные изменения («град Москва» заменен на «Православная Русь» и слегка переделаны последние строки)[3] позволят избежать усобной местячковости и воспринимать этот тропарь как молитву всей русской земли.По 1 стихословии помещен седален святых, на 2 глас. На «Слава» помещен ин седален глас 3 подобен «Дева днесь» «Мужайся, Христова Церковь…». Этот седален свидетельствует о времени написания и о тех гонениях, которые претерпевала  в этот период Христова Церковь. Среди всех ужасов государственного атеизма автор призывает Церковь «державствовать над всуе борющими». С этим пенопением перекликается славник седальна по 2 стихословии, составленый на подобен 1 гласа «Камени запечатану» - «Аще и глаголют сынове века сего: приидите оставим вся праздники Божия от земли, но Царство Господне (разумеется Церковь как царство благодати) и еще державствовати имать…». Этот седален завершен торжествующим возгласом: «Слава Тебе, и доныне верным крепость дарующему», - крепость, столь необходимую в перод официального истребления христиан. Эти оба седальна ясно показывают пасхальное радостное настроение новомучеников и исповедников, встречающих смерть и мучения ради Христа не в унылой безнадежной тоске, но в веселии и радовании сердца, которое роднило их с ликами древних мучеников. На «И ныне» по 1 стихословии положен богородичен 5 гласа, который является тропарем Почаевской иконе Пресвятой Богородицы,[4] а по втором стихословии – богородичен 1 гласа, - тропарь Боголюбской иконе.[5]Затем в тексте службы следуют три величания. Два из них, – Пресвятой Троице и Пресвятой Богородице, - предписано исполнять священослужителям, а третье, - всем русским святым, - после 1 стиха избранного псалма должен петь лик. Это же величание припевается ко всем стихам избраного псалма, который начинается с 1 стиха 91 псалма «Благо есть исповедатся Господеви» и включает в себя 24 стиха. По полиелее  указан седален 5 гласа, прославляющий Крест Христов. Славник  восхваляет апостола Андрея Первозванного, которому литургическая традиция приписывает честь первой проповеди Евангелия на территориях будущей Руси. После богородична 4 гласа находится прокимен всем русским святым того же 4 гласа: «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала» (Пс.32,1); стих: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32,22). Утренним евангельским зачалом святым избрано 10 зачало Евангелия от Матфея, - заповеди блаженств. Толкованием на этот отрывок является стихира по 50 псалме, глас 6 «Ежелетнюю память днесь…» В ней русские святые предстают перед молящимися как исполнители заповедей Господних, - «Тии воистину чрез вся блаженства Господня придоша: обнишавша бо духом – обогатишася и кротцы бывше – землю кротких наследоваша, плакавше – утешишася…»Затем следует канон всем святым, в земле русской просиявшим 8 гласа. В каждой песне содержится ирмос и 8 тропарей. Ритмческий рисунок и количество слогов  в ирмосе и тропарях канона на утрени не совпадают, так же, как и в каноне на молебне. Несмотря на то, что количество мелодических строк в ирмосе и тропарях согласно приводимой в минее разбивке не всегда совпадают, тропарь всегда возможно исполнить на гласовый напев ирмоса. В каноне отсутствует краестрочие и нет рефрена.При рассматривании каждой песни становится виден замысел всего канона. 1 песнь, кроме 1 тропаря, который посвящен всем святым «яже Церковь Русская воспита», прославляет первых по времени подвижников Руси – семь херсонесских святителей (2 тропарь), первомучеников русских Феодора и Иоанна (3 тропарь), равноапостольных Ольгу и Владимира (4 – 5 тропари), первоиерарха Михаила Киевского (6 тропарь), князей страстотерпцев (7 тропарь). Богородичен прославляет праздник Покрова Пресвятой Богородицы, получивший свое распространение в руской земле. Третья песнь прославляет святых, просиявших на территории Украины и Литовской Руси. Большое внимание автор уделяет молитве и славословию основателей Киево-Печерской Лавры и первоначальников восточнославянского монашества преподобных Антония и Феодосия вместе со всеми Печерскими святыми. «Раю мысленному», - Печерской святой горе и преподобным Киево-Печерским воспевается хвала на протяжении трех тропарей. Никакой из других обителей не отводится столько места, как Киево-Печерской Лавре.По 3 песне следует седален 7 гласа «Нощней тьме огустевающей…», затем «Слава; И ныне», - вместо обычного богородична особый тропарь 4 гласа, посвященный «цельбоносной Ризе Христа Спасителя», - великой святыне, перенесенной из Царьграда на Русь.4 пень посвящена памяти Московских святых: благоверного князя Даниила, святителей Московских, преподобного Сергия Радонежского и собора его святых учеников, блаженных и Христа ради юродивых, а так же преподобных Тихона Калужского и Пафнутия Боровского. Воспевающий этих калужских святых 7 тропарь данной песни составлен священником Сергием Николаевичем Дурылиным. Богородичен посвящен Иверской иконе Пресвятой Богородицы. Характерно, что его заключительная строка является перефразом рефрена Акафиста Иверскому чудотворному образу.[6] 5 песнь прославляет Новгородских (1 –4 тропари), Псковских (вместе с Юрьевскими мучениками, 5-6 тропари) и Смоленских (7 тропарь) святых. Богородичен посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», которая является покровительницей Великого Новгорода. 6 песнь воспевает святых, просиявших на севере Руси. 7 тропарь данной песни взывает: «Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олоецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившии святое и славное отец множество». Богородичен обращен к Тихвинскому чудотворному образу Пресвятой Владычицы.По 6 песни помещен кондак 3 гласа, подобен «Дева днесь» и икос. Этот кондак составлен по образцу кондака Покрову,[7] который сам составлен по образцу рождественского кондака.[8]7 песнь обращена к святым центральной Руси: 1 тропарь посвящен Ростовским и Угличским чудотворцам, 2 – родным Владыке Афанасию Владимирским святым, 3 –Суздальским, 4 – Переяславским, 5 – Муромским и Рязанским, 6 – Тверским 7 – Ярославским  чудотворцам. Богородичен,  прославляя Владимирскую чудотворную икону Богородицы, обращен к Пресвятой с мольбою: «Не оскудей и ныне, о Матерь Божия, утоляще лютое на нас (именно «нас», а не древнее «ны») восстание и землю Русскую спаси», в котором вновь ясно отражается ужас эпохи. 8 песнь разделяется на две части – в первой части (1 – 3 тропари) воспеваются святые, просиявшие в недавно обращенных землях, - в Казани, в Зырянском краю и в Сибири. 4 тропарь, славящий Кавказских святых, становится как бы переходом ко второй части (5 – 7 тропари),где прославляются святые, просиявшие в Синодальный период: святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. В богородичне нет прямого указания на икону, которой посвящен этот заключительный тропарь 8 песни, но он начинается со слов «Заступницу усердную», которые практически идентичны начальным словам тропаря Казанской иконе «Заступнице Усердная».[9] Это обстоятельство, а также указание на то, что «честной образ» «в годину лютую матерь русских градов спасе» (имеется ввиду Смутное время – польскую интервенцию) и упоминание о иконе как «града святого Петра великом сокровище» (вспомним Казанский Собор Санкт-Петербурга, где хранился чудотворны список Казанской иконы) позволяют предположить, что здесь прославляется Казанский чудотворный образ Пресвятой Богородицы. В первых трех тропарях 9 песни прославляются Тамбовские, Белгородские и Астраханские святые. 4 тропарь – один из немногих в каноне, где нет ни одного имени. Он посвящен подвигу святых страстотерпцев,  претерпевших «злобу лютых отступников и наглое иудейское неистовство» и являющих «и нам образ терпения». Скорее всего, здесь имеются ввиду новомученики русские, пострадавшие во время гонений советской власти в ХХ веке. 5 тропарь прославляет страстотерпцев «от хинов лютых за Христа убиенных». Вероятно, здесь автор прославляет православных христиан, убитых во время восстания «ихэтуаней» в Китае (1899 – 1902гг.).[10] 6 тропарь славословит всех святых земли русской «именованных и безыменных, явленных и неявленных». 7 тропарь 9 песни, в отличие от всех других тропарей канона, является Троичным и молит Триединого Бога принять приносимые Русью всех ее бывших прежде и будущих святых «яко начатки и яко фимиам избранный». Богородичен прославляет Пречистую Деву, обогатившую «грады и веси наша честнаго Лика …(Своего) изображении».Итак, анализируя весь канон, можно со всей ясностью увидеть всю его архитектурную конструкцию. Каждая песнь посвящена святым, расположенным по областям, где они подвизались, с завершением каждой песни богородичным, посвященном наиболее чтимой в той области иконе Божией Матери. Идея такого построения канона принадлежит святителю Афанасию.[11]За каноном следует светилен «В песнех восхвалим…»; «Слава; И ныне» – Богородичен, посвященный Софии – Премудрости и составленный свящ. Сергием Дурылиным.[12] Данный светилен так же содержит внутреннее свидетельство о времени написания – начале ХХ века, когда велись богословские диспуты о Софии – Премудрости Божией.Стихиры на хвалитех составлены на 5 глас, подобен «Радуйся». В тексте службы находится 3 стихиры и славник. Такое количество обусловлено необходимостью соединять службу русским святым со службой 1 гласа Октоиха. В таком случае на хвалитех будут браться 4 стихиры воскресные Октоиха и 4 – святым, т.е. три, указанные на хвалитех и та, что положена на «Славу». В случае совершения службы не во вторую Неделю по Пятидесятнице стихиры на хвалитех будут исполнятся на 4 и первую стихиру придется повторить дважды. Следовательно, при составлении службы уже предполагалось ее соединение с воскресной службой Октоиха. Третья стихира начинается молитвенной просьбой «Приидите, небеснии предстателие наши к нам, вашего требующим посещения…». Эта стихира составлена по образцу 4 стихиры на хвалитех из службы св. великомученику Димитрию Солунскому.[13] Она заслуживает особого внимания, потому что в ней скупыми славянскими словами раскрывается весь ужас атеистического гонения. Все хвалитные стихиры завершаются рефреном «велию милость».После отпуста утрени положена лития, на которой поются особые «стихиры на целование». Эти 15 стихир написаны на все 8 гласов на различные подобны. Такое разнообразие представляет собой всю красоту православной певческой традиции и является иллюстрацией слов Владыки Афанасия о том, что «Устав не терпит шаблонности».[14] Их положено петь во время помазания елеем молящихся, которое согласно Уставу совершается перед 1 часом.На Литургии указаны особые блаженны на 8. Эти составленные на 8 глас молитвословия распадаются на две группы. Первая, - с 1 по 4, представляют собой избраные тропари из канона на утрени. На «Блаженни милостивии» указан 1 тропарь первой песни, на «Блаженни чистии сердцем…» – 6 тропарь 9 песни; на «Блаженни миротворцы..» – 7 тропарь 9 песни; на «Блажени изгнании правды ради…» - богородичен 9 песни. Таким образом, первая часть тропарей на блаженных представляет собой начало и заключение утреннего канона, прославляющего весь собор русских святых.Вторая чать Блаженн сильно отличается от первой. В ней нет ни одного тропаря, обращенного ко святым, три из них обращены ко Господу и лишь богородичен на «И ныне» - к Пресвятой Деве. В них вновь сквозит боль Руской Церкви от кровоточивых ран, нанесенных безбожной пропагандой и атеистическим гонением. Но, что характерно для подлинно христианского смиренного восприятия жизни, во всех бедах и ужасах обвиняются не «масоны», не отступники, ни слуги сатаны. Тропарь на «Радуйтеся и веселитеся..» видит в безбожии «низложении» и «умалении паче всех язык» последствия всеобщего, всенародного отступления от Бога. Анализируя службу всем Русским святым, можно отметить ее некоторые особенности. Она составлена так, чтобы можно было ее совершать с полным соблюдением уставных указаний. При ее составлении авторы стремились использовать все разнообразие православной литургической традиции, задействуя все гласовые напевы и большое множество подобнов. В богословском отношении преобладает аскетико-нравственная тема, насыщая молитвенные тексты призывом твердо держаться Православной веры среди безверия и гонений. Эти призывы являются внутренним свидетельством об историческом контексте составления службы. В различных литургико –гимнографических формах авторы стремятся использовать определенные литературные принципы построения. Ирмосы и тропари канона при отсутствии силлабо-тонического стихосложения византийской гимнографии, все же стремятся к сохранению равного количества ритмико – музыкальных строк, причем тропари канона становится возможным распеть на напев ирмоса. Стихиры стремятся сохранить количество строк, равных количеству строк в подобне. Иногда автор использует рефрен, но акростих не применяется ни разу.Служба всем русским святым, созданная в противоречивый период истории нашей Церкви, вызвала также и противоречивые оценки. Примером негативной реакции является мнение архимандрита Киприана(Керна), который, считая что сегодняшний день является «периодом упрощения и упадка», когда процветает «подражание и декадентство»[15], пишет: «Как пример такого, почти ничтожного богословского содержания можно привести службу Всем Святым, в земле Русской просиявшим. Кроме имен, очень близких русскому сердцу и географических названий, нельзя найти мыслей ни догматического, ни аскетического, ни нравственного содержания».[16] Противоположное мнение высказал священномученик Кирилл, митрополит Казанский: «… Служба Всем Русским Святым навсегда останется одним из крупнейших перлов в русской  Минее».[17] Несомненно, несмотря на всю тенденциозность оценки о. Киприана, можно согласится, что в службе явственно прослеживается подражательность, как это видно даже на примере канона молебного. Сам святитель Афанасий не считал себя песнотворцем, а потому ограничивался главным образом тем, что из богослужебных книг избирал лучшее, выразительное и содержательное и приспосабливал это к новосоставляемому последованию, «значительную часть которого составляют прямые заимствования».[18] Но несмотря на это все молитвенные песнопения дышат оригинальностью и любовью к прославляемым «святым сродникам». Нельзя согласится с мнением о. Киприана и в отсутствии мыслей богословско-догматического и аскетико-нравственного содержания. Примером богословствования песнописцев в глубинах литургической традиции можно назвать стихиры на стиховне «Земле Русская…» сопоставление Вифлеема–Евфрафы и Руси следует признать смелым поэтическим решением достойного ученика и последователя православных византийских гимнографов. Кроме того, нельзя не признать самым ярким и самым необходимым аскетическим наставлением той (и не в меньшей степени сегодняшней) эпохи окончательные слова (а, точнее, окончательный возглас) славника стиховных: «Русь святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение есть». От непредвзятого взгляда не может укрыться теплота сердечного чувства, которым буквально пронизаны слова песнопений. Именно оно заставляет воспринимать службу русским святым не как сложную компиляцию, но как огонь молитвы, написанной, по выражению М.С.Красовицкой «кровью сердца».[19]

[1] Христианские праздники. Рождество Христово. Под редакцией М. Скабаллановича. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 66.
[2] Ср. слова свят. Игнатия Богоносца: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым» (Цит. по Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С.21.)
[3] Месяца мая в 21 день. Сретение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, яже нарицается Владимирская. На вечерне, тропарь глас 4. // Минея май, ч. III. Изд. Московской Патриархии, 1987. С.325.
[4] Месяца июня в 23 день. Служба Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Почаеская». На велицей вечерни тропарь. // Минея июнь, ч. III. Изд. Московской Патриархии. 1986. С.156.
[5] Месяца июня в 18 день. Празднование Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Боголюбская». На велицей вечерни тропарь. // Минея июнь, ч. III. Изд. Московской Патриархии. 1986. С. 48.
[6] Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ея иконы Иверской. // Отрада и утешение. Молитвы, акафисты, каноны, Псалтирь Божией Матери. Изд. «Аксиос», М., 2002. С.338.
[7] Месяца Октября в 1 день. Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Кондак, глас 3. // Минея октябрь. Изд. Московской Патриархии. 1980. С.14.
[8] Месяца декабря в 25 день. Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 3. // Минея декабрь, ч. II. Изд. Московской Патриархии, 1982. С.350.
[9] Месяца июня в 8 день. Празднование Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Казанская». На велицей вечерни тропарь. // Минея июль, ч.I. Изд. Московской Патриархии. 1988. С.439.
[10] Баранкова О. Варфоломеевская ночь… в Китае. // Живой родник. Православный собеседник. № 6 (сентябрь), 2003 . С. 10.
[11] Молитва всех вас спасет. С.8.
[12] Там же. С.8
[13] Месяца октября в 26 день. Святаго великомученика Димитрия мироточца… С.672.
[14]  Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С.114.
[15]  Киприан (Керн). Литургика. С.85.
[16] Там же. С.92.
[17] Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2003. С. 44.
[18] Балашов Николай, прот. Указ. соч. С.435.
[19] Красовицкая М.С. Литургика. Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, М., 2000. С.17.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.