САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Беседа о почитании икон

По многочисленным просьбам трудящихся выкладываюДорогие друзья!Православного человека всю его жизнь окружают святые иконы-  образы и изображения Господа, Божией Матери и святых, на которые мы взираем во время молитвы, которые мы благоговейно храним и которые мы чтим как особые святыни. Но, как согласовать наличие в Церкви икон и святых образов со ...

По многочисленным просьбам трудящихся выкладываюДорогие друзья!Православного человека всю его жизнь окружают святые иконы-  образы и изображения Господа, Божией Матери и святых, на которые мы взираем во время молитвы, которые мы благоговейно храним и которые мы чтим как особые святыни. Но, как согласовать наличие в Церкви икон и святых образов со второй заповедью Закона Божия, которая запрещает изображение Бога и поклонение всевозможным кумирам. Не является ли икона таким же идолом или кумиром, поклонение которым прямо запрещено Библией. И во время нашей сегодняшней встречи мы постараемся проанализировать церковный обычай поклонения иконам в контексте библейского учения и доводов логики.Прежде всего, говоря о иконопочитании, мы должны осознать, что святые отцы, защищавшие возможность и даже необходимость употребления икон в Православной Церкви, были прекрасными знатоками Священного Писания, знатоками Библии, и, конечно же, прекрасно знали о существовании второй заповеди. Но, зная о том, что Господь запретил поклонение всевозможным кумирам и изображениям, они, все же отстаивали, иногда под угрозами пыток и даже самой смерти, допустимость иконописных изображений. Значит они, наши духовные наставники и отцы, знали нечто большее, чем самозваные толкователи Библии, появившиеся в нынешнее время и призывающие нас отказаться от двухтысячелетней духовной и культурной традиции иконописания. И для того, чтобы, проанализировать самую глубину такого важного как с догматической, так и апологетической  точки зрения вопроса, необходимо рассмотреть его в нескольких аспектах. Во-первых, можно ли  вообще что-либо изображать художественными средствами. Допустимы ли вообще какие-либо изображения. Каждый здравомыслящий человек положительно ответить на этот вопрос. Отрицать, подобно мусульманам, возможность изображать людей и животных значило бы признать их неизобразимыми, бесплотными, нематериальными; значило бы назвать и признать их непостижымыми или, даже, неправдивыми, неистинными. Говоря о возможности познания мира человеческими чувствами, о значении опыта в деле познания мира, свидетельствуя о качествах материи, что не противоречит Священному Писанию, мы обязаны признать и возможность изображения художественными средствами  всего того, что мы видим.Но, если мы говорим о том, что можно изображать видимый мир, то как нам изобразить ангелов, принадлежащих к миру иному, миру духовному? Таким образом, перед нами встает вопрос о возможности изображения мира невидимого, бесплотного. Священное Писание, Библия, неоднократно настаивает на том, что при помощи символических средств можно изобразить ангелов, так как эти изображения играют огромную роль в религиозно-нравственной жизни человека. Так, в библейской книгах Левит Второзаконие и книгах Царств неоднократно рассказывается, о том, что Сам Бог повелел строителям переносного ветхозаветного храма – скинии и стационарного храма Соломонова изобразить ангелов-херувимов и на крышке ковчега Завета, на завесе, отделяющей Святое Святых и на стенах. Таким образом, библейский авторитет освящает возможность изображения ангельского мира в том виде, как он открывался пророкам.Но если Священное Писание разрешает или, скажем так, прямо повелевает изображение невидимого ангельского мира и его использование при молитве то, может быть, невозможно изображать Бога. Ведь Сам Господь свидетельствует, обращаясь к пророку Моисею: «Невозможно человеку увидеть Лице Мое и остаться живым». Действительно, в Ветхом Завете человек не видел Бога, о чем свидетельствует и Новозаветное откровение. Святой апостол Иоанн Богослов в Своем Евангелии пишет: «Бога не видел никто нигде». Но новый Завет –стал ни чем иным как откровением Бога во плоти. Мы веруем что в едином лице Господа Иисуса Христа неслитно и неизменно, неразлучно и нераздельно соединился Бог с человеком, что всему творению во Христе открылась. Как пишет в первом послании к Тимофею святой апостол Павел «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти.», для того, чтобы «каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную». Благодаря великой тайне боговоплощения Бог соединился с человеческой природой и стал истинным Человеком. Если Бог стал человеком, то он стал и изобразимым, следовательно после вочеловечения Христа стало возможным и изображение Бога во плоти, изображение Христа. Более того, если мы продолжаем после воплощения настаивать на том, что Христа нельзя изобразить, то этим мы ставим под сомнение сам факт истинности Боговоплощения, следовательно, отрицаем для себя возможность спасения. Именно поэтому. Говоря о том, что иконопочитание основывается на факте Боговоплощения, святые отцы настаивают на догматическом значении иконопочитания, как раскрвающем самый главный догмат христианства.Но как с такими рассуждениями соотносится православная практика почитания икон. Можно ли кланяться иконе, образу Бога, если Священное Писание ясно свидетельствует: «Господу Богу поклоняйся и Ему Единому служи». Таким образом, перед нами встает  четвертый вопрос: можно ли кланяться иконам. Рассматривая его, мы должны вспомнить, что существует два вида поклонения – Божественное, которое можно отнести только к Единому Богу и почтительное. Никто из здравомыслящих людей не станет упрекать в богоотступничестве и идолопоклонстве человека, поприветствовавшего встречного знакомого почтительным поклоном головы. Именно о таком почтительном поклоне, о почтительном поклонении и говорят православные, когда почитают иконы. В контексте почитания иконы можно вспомнить рассказ из жития одного из защитников иконопочитания, который, будучи приведен на суд царя-иконоборца, поклонился царю, а затем, бросив на пол монету с портретом монарха, принялся ее топтать и попирать. Естественно, дворцовая стража схватила подвижника за оскорбление царского величия, на что он отвечал – если вы хотите предать меня мучениям за попрание образа царя земного, то намного большего мучения вы сподобитесь за оскорбление образа небесного Царя- Бога. Здесь мы видим отсылку к платоновской мысли, согласно которой честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Следовательно, когда мы, покланяясь, воздаем честь иконе – образу Бога, это поклонение относится не к материалу иконы- дереву, материи, краскам, а к Самому Первообразу – Богу. Таким образом мы видим, что богословское осмысление иконы не только не противоречит Священному Писанию, но и находит свое подтверждение в контексте библейской мысли и человеческой логики. Именно поэтому мы поклоняемся иконам и во время молитвы обращаеся к ликам святых образов как к Самому Богу, невидимо присутствующему во время совершения молитв.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.