САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Храм на 9-й станции Фонтана. Когда же историческая справедливость восторжествует???

Наверное, каждый гражданин Украины, интересовавшийся историей своей родины, неоднократно сталкивался с такими говорящими наименованиями, как Дерибасовская, Пересыпь и Молдованка, которые моментально вызывают ассоциации с Одессой – одним из важнейших культурных центров всей нашей страны… Этот список будет неполным без посёлков Фонтана, которые сыграли немалую роль в развитии Южной Пальмиры. Огромное ...

Наверное, каждый гражданин Украины, интересовавшийся историей своей родины, неоднократно сталкивался с такими говорящими наименованиями, как Дерибасовская, Пересыпь и Молдованка, которые моментально вызывают ассоциации с Одессой – одним из важнейших культурных центров всей нашей страны… Этот список будет неполным без посёлков Фонтана, которые сыграли немалую роль в развитии Южной Пальмиры. Огромное значение при планировке Одессы уделялось культурным и культовым сооружениям, среди которых были храмы Православной Церкви. В центре этого портового города наиболее значимым был Спасо-Преображенский собор, а на юго-восточной окраине – Свято-Воскресенская церковь, находившаяся на 9-ой станции Большого  Фонтана, которая в наше время носит название храма Святой Марии Магдалины. На тот момент он являлся скитом, то есть филиалом женского монастыря Святого Архангела Михаила. Эта церковь имеет большую и многогранную историю, порой измятую и скомканную антирелигиозной политикой Советского Союза. И даже в нынешнее время относительного благоденствия Православной Церкви на территории Украины, община сталкивается с серьёзными проблемами.
А начинается история Свято-Марие-Магдалининского храма с выдающегося дипломата XIX века, философа и публициста Александра Стурдзы, который вместе с архиепископом Херсонским и Таврическим Гавриилом (Розановым) в 1844 году положил начало этой церкви на территории тогда загородного участка Одесского женского монастыря при могиле графини Роксандры Эдлинг. В 1846 году она была освящена в честь Воскресения Христова. Позже здесь было устроено христианское кладбище. Земельных угодий у Воскресенской общины было более 16-ти гектаров.
XX век был ознаменован для Православной Церкви периодом гонений со стороны советских  властей , которые не обошли стороной и этот храм. Весной 1922-го года были изъяты вся церковная утварь и ценности, а в 1923 году община и вовсе была ликвидирована. Когда Свято-архангело-Михайловская женская обитель была закрыта, а главный её храм взорван, то монахини были вынуждены переселиться в скит монастыря на 9-ю станцию Большого  Фонтана. Но скрыться от богоборцев им не удалось. В 1945-м году и этот островок веры  был закрыт. Уместно привести цитату из распоряжения НКВД: «были приняты санкции по обезвреживанию бродячего монашеского элемента». Земли, ранее принадлежавшие общине, были отданы частично для сельско-хозяйственных угодий, а частично для оздоровительного комплекса. Не обошлось без кощунства: на месте алтаря был устроен кинозал, а склепы, в которых были похоронены останки основателей храма, были превращены в комнату смеха. Останки этих выдающихся людей бесследно потеряны.
В 1992, уже в независимой Украине, были сделаны  первые шаги на пути к воссозданию этого памятника архитектуры. Указом тогда президента Леонида Кравчука здания и имущество были возвращены бывшему собственнику – Церкви. Но, на примере храма Марии Магдалины, можно увидеть, что это выполнялось не везде. Церковная община неоднократно обращалась в различные инстанции о передаче храмового здания в их собственность, но нигде не находила понимания. Поэтому, исходя из сложившейся ситуации, приходской совет был вынужден согласиться на заключение унизительного договора на аренду. Очень тяжело и неприятно именовать людей, пытающихся вернуть храм его законному владельцу – Православной Церкви, арендаторами, но именно на такие условия пришлось пойти общине, чтобы хотя бы войти в своё здание. Позднее, в 2001 году этот статус был наконец-то преображён в «собственника». 
_2_20100613_1412151442
За время своего возрождённого существования община храма Святой Марии Магдалины смогла воссоздать из спального корпуса санатория красивейшее здание. Его посещал предстоятель Украинской Православной Церкви блаженнейший Владимир, неоднократно здесь возглавлял богослужение митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Часто этот храм посещают и туристы. Но, к большому сожалению, это творение архитектора Моранди, до сих пор не имеет своего въезда. Для того, чтобы община и в дальнейшем развивалась, необходим свободный, беспрепятственный доступ людей, ищущих свою дорогу к храму. Вход к Марие-Магдалининской церкви примыкает к территории санатория «Красные Зори», который в свою очередь принадлежит АО «УкрПрофЗдравица», и, в случае смены собственника этого оздоровительного комплекса, доступ к храму может быть попросту перекрыт. По этому поводу община очень взволнована и просит юридически закрепить передачу земли подхода к храму от АО «УкрПрофЗдравица»  приходу. Тем более, что по сравнению с былой территорий, которая составляла немногим более 16-ти гектаров, нынешняя территория в полгектара совершенно несравнима.
Понятно, что вернуть то, что потеряно, практически невозможно, но ведь община просит лишь мизерный клочок земли. Да и попросту несправедливо, что памятник архитектуры ограждён от взоров одесситов и гостей города.Иван Воксенко
 

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.