САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Беседа о храме

Приходя в храм в первый раз, многие теряются и неуверенно чувствуют себя из-за того, что не знают, как правильно возжечь свечу, как правильно написать записку о здравии или об упокоении, где правильно встать. И потому им кажется, что все присутствующие в храме обращают на них внимание, бросают косые взгляды, шепчутся, ...

Приходя в храм в первый раз, многие теряются и неуверенно чувствуют себя из-за того, что не знают, как правильно возжечь свечу, как правильно написать записку о здравии или об упокоении, где правильно встать. И потому им кажется, что все присутствующие в храме обращают на них внимание, бросают косые взгляды, шепчутся, обсуждают.Таким людям хочется напомнить, что никто не родился с врожденным знанием церковного этикета, что все, сегодня стоящие в православных храмах, сами тоже когда-то впервые переступали их пороги, сами тоже не знали, как правильно себя вести. Опыт церковного поведения рождается от опыта церковной жизни, и потому не надо смущаться, оттого, что, может быть, кто-то, желая вам помочь, решиться подсказать, как правильно следует поступать в том или ином случае.Существует психологический тип людей, редко переступающих церковный порог, но уже нашедших оправдание своему поведению. «Я пришел к Богу, Который знает меня от моего младенчества. Зачем мне нужны формальности поведения в храме, ведь мы с Богом выше формальностей, а значит можно и нужно вести себя так, как удобно».Да, действительно, мы приходим к Всеведущему и Вселюбящему Богу, отвечая на Его призыв, звучащий в глубине наших сердец, приходим в обитель, в Дом нашего Небесного Отца. Но приходим мы к Отцу не одни,  и не в одиночестве совершается наше спасение. Мы приходим к Богу вместе с другими Божиими чадами, которые тоже услышали в глубине своих сердец призыв Творца. И потому мы должны с уважением относиться к чувствам  тех, которые стоят в храме рядом с нами. Если наша свобода становится соблазном для других, если мы своей свободой и своим не обремененным формальностями поведением мешаем молиться, беседовать со Творцом кому-то еще, кому-то из наших братьев или сестер, значит наше поведение - это проявление нашего эгоизма, а эгоист никогда не научится любить других, и, следовательно, не найдет дорогу в чертог любящего всех Бога.Поэтому, заходя в храм, надо ради других, ради любви и уважения к ним, стремиться соблюдать правила благочестивого поведения. Именно поэтому апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, пишет: «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор.14,40).Конечно, тяжело в рамках одной беседы раскрыть все правила поведения в храме. Но первое, что надо помнить, храм – это место особого присутствия Бога на земле и потому в храме нужно вести себя благоговейно, спокойно. Конечно же во время богослужения в храме недопустимы никакие громкие разговоры, смех и посторонние звуки, отвлекающие от молитвы и богопредстояния. Поэтому, заходя в храм, необходимо заранее отключить звук своего мобильного телефона, чтобы случайный звонок не потревожил молитвенной благоговейности и сосредоточенной тишины храма Божия.Особое внимание нужно уделять одежде, в которой мы приходим на богослужение. Каждый прекрасно понимает, что на аудиенцию к высокопоставленному лицу никто бы не подумал прийти в пляжном костюме или в невыглаженной грязной рубашке. Точно так же, приходя в дом Небесного Царя, необходимо соблюдать определенные правила. Одежда, в которой мы приходим в храм, не должна быть броской, вульгарной или непристойной. Мужчинам не стоит являться в Церковь в спортивных костюмах, в шортах и майках, а женщинам не стоит надевать вызывающие откровенные наряды, облегающие юбки и брюки.Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о головном уборе. По традиции, восходящей к завету апостола Павла (1 Кор.11,10), женщины должны молиться с покрытой головой, то есть во время молитвы, будь она молитвой в храме или дома, женщина должна покрыть голову покрывалом. Эта традиция, освященная апостольским авторитетом и потому обязательная для исполнения, к сожалению, забыта многими.В современном мире косметика стала обязательной нормой светской жизни, и многие женщины не представляют себя без румян или губной помады. Но перед порогом храма теряют свою силу переменчивые мирские законы моды и обычаи. Нельзя входить в храм, нося на своем богосозданном лике устрашающие черты боевой раскраски североамериканских индейцев. Перед храмом желательно удалить со своего лица помаду. Дело в том, что в Православной Церкви существует обычай прикладываться ко святому Кресту и к иконам, т.е. целовать их. И вот, когда мы прикладываемся накрашенными губами, активные вещества, содержащиеся в помаде, глубоко проникают в краску и могут безнадежно испортить древний образ. Поэтому то, что признается за норму в обычной жизни, в храме является неприемлемым.Говоря о правилах поведения в храме, хочется также обратиться и к тем, кто уже долгое время живет церковной жизнью. Приходя в храм, надо помнить, что мы здесь не хозяева и даже не распорядители. Мы лишь гости на Божественном пиру и приглашены на трапезу Божию не по нашим заслугам, а даром, не заслужив такой великой милости. Потому и вести себя необходимо не как хозяевам, приватизировавшим уголок в храме и место в раю, а как служителям всех любящего Бога.Если мы, пребывая на службе, по собственному нерадению отвлекаемся от молитвы и общения с Богом и обращаем свое внимание на вошедших в храм, это еще совсем не значит, что необходимо одергивать и делать замечание всякому, кто еще мало знаком с правилами поведения в храме. Пройдет время, и такой человек узнает все тонкости внутрицерковного этикета.Но может случиться и другое. Человек, испугавшись и обидевшись на строгий выговор, развернется и уйдет вдаль от Бога, вдаль от Спасения, к которому долгие годы вел его Господь. И тогда Всеправедный Судия на Страшном Суде спросит у нас отчет о душе ушедшего от Бога по нашей вине. Поэтому давайте не будем становиться причиной осуждения некоторых людей, но, вспоминая свои первые шаги в православном храме, лучше поможем начинающим горячей и искренней молитвой, а замечания оставим для тех, кто по своей иерархической степени поставлен наблюдать за народом Божиим – для священно- и церковнослужителей.Протоиерей Андрей Николаиди,кандидат богословия, проректор ОДС

 

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

  • священник Андрей Кирлик: «И в футболе можно находиться с Богом»

     

    Неисповедимы пути Господни. Этой фразой, взятой из Библии, мы часто характеризуем события в жизни, кажущиеся нам необычными. Для бывшего футболиста одесского "Черноморца" и многих других команд, одного из лучших плеймейкеров в украинском футболе первой половины и середины 2000-х Андрея Кирлика Священное Писание — это настольная книга...

  • Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой.

     Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

      Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.

  • "Конец света 2012"

    Феномен 2012 года активно обсуждается в обществе на протяжении нескольких последних лет. Отсылки к неким катастрофическим событиям, которые, якобы, должны произойти 21 декабря 2012 года в огромном количестве встречаются в публицистике, эзотерических и художественных произведениях.