САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Рождественское послание 2009 год

Сколько Божественного величия и премудрости, сколько простоты и торжественности заключают в себе слова этого удивительного по точности и конкретности предсказания пророка Михея! Какие благодарные чувства признательности и восхищения по отношению к Спасителю нашему Богу вызывают они, напоминая нам, сколь долго и тщательно готовил Господь дело нашего спасения. Событие чрезвычайной важности, которое люди ожидали пять с половиной тысяч лет, наконец совершилось.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

клиру, монашествующим и боголюбивой пастве

Одесской Митрополии

 

И ты, Вифлеем–Ефрафа, мал ли ты

между тысячами Иудиными?

Из тебя произойдёт Мне Тот,

Который должен быть Владыкой в

Израиле и Которого происхождение

из начала, от дней вечных.

(Мих. 5, 2)

 

Сколько Божественного величия и премудрости, сколько простоты и торжественности заключают в себе слова этого удивительного по точности и конкретности предсказания пророка Михея! Какие благодарные чувства признательности и восхищения по отношению к Спасителю нашему Богу вызывают они, напоминая нам, сколь долго и тщательно готовил Господь дело нашего спасения. Событие чрезвычайной важности, которое люди ожидали пять с половиной тысяч лет, наконец совершилось.

«Веселися, Иерусалиме, торжествуйте вси, любящие Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова» (Стихира на стиховне Иоанна монаха в навечерие Рождества Христова), —этими радостными и вдохновенными словами Святая Церковь призывает нас к участию в сегодняшнем ликовании спасённого человечества. Небо и земля ныне объединяются в славословии родившегося от Пренепорочной Девы Христа Жизнодавца. Вполне естественно, что в сей великий и светоносный день Рождества нашего Господа и Спасителя святым христианским долгом каждого из нас является благочестивое размышление об исключительно важных плодах Боговоплощения.

Нам, людям, которые живут в традиционно православной стране, которые ощущают непосредственную связь со всеми свершениями, достижениями и историческими событиями европейской христианской цивилизации, сейчас очень трудно представить, во что превратился бы мир, если бы 2009 лет назад во тьме Вифлеемской ночи не прозвучал голос новорожденного Богомладенца Иисуса. Бездна страстей, мерзость порока и мрак отчаяния — во всём этом безнадёжно погрязло человечество до пришествия в мир Христа Спасителя. Может быть, недалёк был тот час, когда Божественное правосудие должно было истребить пламенем праведного гнева осквернённый грехами род человеческий. По словам преподобного Исидора Пелусиота, «усиление грехов даже Божественное и бесстрастное естество как бы принуждает из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божию естеству не благоугодный» (Исидор Пелусиот, прп. Письма. 4.1. М., 1859).

Но у Господа «милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13), и любовь Божия преодолевает закон справедливости. Совершается чудо воплощения Сына Божия, которое меняет всё в этом мире, казалось бы, безысходно детерминированном ко всеобщей погибели. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «По действию лукавого, все изнемогли во зле: повреждение стало столь тяжко и неисцельно, что ни пророки, ни священники не в силах были совершенно уврачевать язвы. Посему–то Святый Единородный Сын, видя, что всё естественно изнемогает во зле, по воле Отца снисшедши с неба, пришёл благодатию и щедротами уврачевать одержимых разнообразными немощами и словом Своим исцелить все болезни; всех избавил Он от зловония собственных язв их» (Ефрем Сирин, прп. Творения. т.V. Слово 128).

Богомладенец только что родился, ещё не умолкли небесные звуки ангельских славословий, ещё пастухи не окончили ночной стражи, вся жизнь Господа Иисуса Христа ещё впереди. Но ход истории всего человечества уже изменён необратимо, перенаправлен из безвыходного тупика смерти и ада на светлый путь духовного возрождения. Сумрак палестинской ночи ещё тёмен, но свет Вифлеемской звезды уже предвозвещает сияние благодатного огня Пасхи Христовой. Злая воля, подтолкнувшая прародителей на путь преслушания Небесному Отцу и содержавшая всех потомков ветхого Адама в рабстве греху и тлению, сатанинская воля, цинично насмехавшаяся над несчастными потомками изгнанного властителя рая, впервые терпит поражение. Рождается Тот, Кто был зачат бесстрастно и сверхъестественно, Кто свободен от греха и в ком «князь мира сего не имать ничесоже» (Ин. 14, 30). Святой мученик Иустин Философ так рассуждает об этом: «На нас восстаёт диавол, всегда действующий против нас и желающий всех привлечь к себе, но Агнец Божий, то есть сила Божия, ниспосланная нам через Иисуса Христа, запрещает ему, и он удаляется от нас. И мы как будто выхвачены из огня, потому что избавлены и от прежних грехов, и от мучения и пламени, которые готовил нам диавол и все слуги его и от которых опять избавляет нас Иисус, Сын Божий» (Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном Иудеем. 116).

Господь Иисус Христос рождается в очень простой, невзрачной и даже убогой обстановке: в отдаленной провинции Римской империи, в небольшом городке, в пещерке, служившей загоном для скота. Но это было рождение Небесного Царя, и потому оно сопровождалось чудесными знамениями Божественной славы, навсегда сохранёнными в памяти человечества посредством писаний святых евангелистов Матфея и Луки. Святитель Димитрий Ростовский обращает на них особое внимание и глубоко объясняет их значение в следующих словах: «Младенец повитый, лежащий в яслях, есть великое знамение. Ангел указывает на такого Младенца, Который рождается и с непобедимою силою, и с неизреченною мудростью как на чудо, единственное в своём роде и никогда ещё не виданное в мире. Как только стала распространяться весть о Его Рождестве, Ирод уже смутися и весь Иерусалим с ним (Мф. 2, 3). Ещё не говорит Младенец, а уже устрашает тех, которые нарекли имена свои на земле; ещё Он в пеленах, а уже наполнил ужасом мучителей; ещё Он в яслях, а уже потряс сидящего на царском престоле» (Димитрий Ростовский, свт. Слово на Рождество Христово / / Жития святых Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. с.691,692).

Чудо Христова Рождества есть долгожданное удовлетворение ностальгии человеческого сердца по чистоте неосквернённой, по святости немеркнущей, по радости непрестанной. Как трогательно и проникновенно говорит об этом святитель Филарет Московский: «Почему нужно нам знамение радости? Потому что у нас недостаёт радости. Почему нам потребен Спас Христос Господь? Потому что мы страшимся погибели. Отчего же недостаток радости, отчего страх погибели? От того, что мы находимся в удалении от жизни Божией, от того, что живём в растлении греховном» (Филарет Московский, свт. Слово на Рождество Христово // Филарет Московский, митр. Слова и речи. М., 1873. т.I. с.9).

Искупление от власти греха, проклятия, смерти и диавола есть поистине царственный дар Божий человечеству, но дар этот будет для нас тщетен и бесплоден, если мы не «преобразимся обновлением ума нашего» (Рим. 12, 2) и не отвергнем своих похотей и страстей. Преподобный авва Феодор Студит наставляет нас: «Те, которые управляются плотью и в плену находятся у страстей, ни праздновать не могут, хотя кажутся празднующими, ни свободными быть, будучи рабами страстей, проданными под грех» (Феодор Студит, прп. Наставления монахам //Добротолюбие. М., 1901. т.IV. с.474).

«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Ак. 2, 14), —так славословили лики ангельские новорожденного Спасителя мира. Именно об этом внутреннем душевном мире, который является верным признаком нашего приближения к Царствию Божию, святитель Григорий Нисский учит следующим образом: «Мы должны примирить с собою не только внешних врагов наших, но и тех, кои враждуют в нас самих, так чтобы плоть уже не желала противного духу, а дух —противного плоти, но чтобы, подчинив плотяный образ мыслей божественному закону, мы имели мир сами с собою, преобразившись во единого нового и мирного человека, и из обоих став единым. Ибо мир можно определить как согласие враждующих. Итак, когда уничтожится междоусобная брань в нашем естестве, тогда мы станем миром и покажем, что истинно и действительно носим на себе имя Христово» (Григорий Нисский, свт. Творения. М.,1862. 4.7. О совершенстве. К Олимпию монаху. С.235).

Также и наш великий русский святитель Тихон Задонский, по опыту личной духовной жизни знавший все опасности и трудности христианского подвижничества, не находит лучшего совета для своей паствы, как с покаянием и любовью прибегнуть к воплотившемуся Сыну Божию: «Припадем к Нему, не пеленами уже повитому, но на престоле славы с Отцом и Духом сидящему. Вместо золота, ливана, смирны, сокрушенное и смиренное прошение принесем. А поскольку, как сказано, упокоевается Он в любви христианской, то прежде себя ею оградим и предуготовим» (Тихон Задонский, свт. Слово на Рождество Христово//Тихон Задонский, свт. Творения. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. т.I. С.371).

Дорогие братья и сестры! В минувшем году мы всей церковной полнотой отпраздновали знаменательный юбилей —1020–летие Крещения Руси, Торжества продемонстрировали всему мировому сообществу нерушимое единство Русской Православной Церкви, органической частью которой навсегда останется Украинское Православие. Мы искренне верим, что три братских славянских народа, вышедших из святой киевской купели Крещения —русский, украинский и белорусский, —до скончания века будут служить опорой заповеданного Богом единства, вместе противостоя антихристианским тёмным силам и защищая интересы Святой Церкви в эти трудные времена секуляризации, глобализации и апостасии.

Святая Православная Церковь сохранила свое единство поверх новых государственных границ, она не может разделиться по национальному признаку, ибо невозможно разделить сонм святых, в земле нашей просиявших, нельзя провести границ в Царстве Небесном, где славят Бога тысячи новомучеников и исповедников XX века. Церковь будет делать все, чтобы и здесь, во временной жизни, православные чада трех народов составляли одно тело Христово, один соборный организм.

Сердечно поздравляю Вас, возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, с чудесным праздником Рождества Христова и новым 2009–м годом!

Дабудет наступающее новое лето временем благости Божией для всех нас. Пусть божественная благодать и Покров Царицы Небесной хранят вас от всех бед, кризисов и невзгод. Желаю всем вам благополучия, здравия, спасения, изобилия и преуспеяния духовного, чтобы прославлялось вами и через вас имя Господне.

Милость и благоволение родившегося нас ради от Пресвятой Девы Марии Господа нашего Иисуса Христа да пребудут со всеми вами. Аминь.

 

Рождество Христово, 2009 г.

ПОПУЛЯРНЫЕ Послания

  • Пасхальное послание 2008 год

    Христос Воскресе!

    По дару Божественного Промысла сподобилась ныне святая Церковь Христова вновь ощутить небесный восторг и превосходящую сознание радость всеосвящающей Пасхи Господней. Бескрайний океан счастья в эту светоносную и спасительную ночь изливается в сердца православных христиан, любящих Господа и прославляющих Его дивное и чудодейственное Воскресение.

  • Рождественское послание 2012 год

    Всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие о Христе братья и сестры, верные чада Святой Матери Церкви!

    Вновь разливается над землей тихий и радостный свет Вифлеемской звезды, осветивший много веков назад холмы древней Палестины и возвестивший всему миру великую и непреходящую радость Рождества Христова, объединяющей в едином ликующем славословии небо и землю, мир ангельский и мир человеческий. Озаряемые этим радостным светом пастыри славословят вместе с Херувимами Воплотившегося, недра земные уготовляют вертеп Пришедшему ради спасения Адама, волхвы спешат с дарами к Подателю жизни и все творение замирает, созерцая «великую благочестия тайну» —явления Бога во плоти (1 Тим. 3, 16).

  • Пасхальное послание 2011 год

    Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри, честные иноки и инокини, дорогие мои братья и сестры!

    В сегодняшнюю мироспасительную и светозарную ночь с великой радостью приветствую всех вас самыми дорогими для каждого христианина словами евангельской вести: