САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Рождественское послание 2008 год

Такими вдохновенными, исполненными любви и радостного изумления словами Святая Православная Церковь прославляет Рождение Богочеловека, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Из года в год в эту чудесную и таинственную ночь Рождества Христова мы переживаем заново необыкновенные, благодатные чувства восторга и удивления перед непостижимым снисхождением Божиим к падшему человеческому естеству. Нельзя привыкнуть к чуду, и потому всякий раз, из тесноты и усиленного подвига Рождественского поста входя в празднование этого светозарного торжества, мы замечаем все новые оттенки смысла в беспримерном явлении Божественной любви, свершившемся более двадцати столетий назад.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И БОГОЛЮБИВОЙ  ПАСТВЕ

ОДЕССКОЙ МИТРОПОЛИИ

 

Возсиял еси Христе от Девы, разумное Солнце Правды, и

звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимого.

Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с ними же

Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.

(Тропарь навечерия Рождества Христова, гл. 6)

 

Такими вдохновенными, исполненными любви и радостного изумления словами Святая Православная Церковь прославляет Рождение Богочеловека, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Из года в год в эту чудесную и таинственную ночь Рождества Христова мы переживаем заново необыкновенные, благодатные чувства восторга и удивления перед непостижимым снисхождением Божиим к падшему человеческому естеству. Нельзя привыкнуть к чуду, и потому всякий раз, из тесноты и усиленного подвига Рождественского поста входя в празднование этого светозарного торжества, мы замечаем все новые оттенки смысла в беспримерном явлении Божественной любви, свершившемся более двадцати столетий назад.

«Сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога есть, братие, такое чрезвычайное событие, более которого ни прежде не было, ни после не будет, в сравнении с которым все прочие события почти ничего не значат», —говорит святитель Иннокентий Одесский. И это не преувеличение. За века, протекшие с момента Боговоплощения, успели возникнуть, пережили расцвет, одряхлели и исчезли могущественные царства. Родились, прожили яркую жизнь и ушли в мир иной сотни великих людей. Имена некоторых из них забыты, другие сохранились в памяти потомков, но лишь как достояние истории. Только Христос, будучи вечным Богом, смог войти в поток земного бытия и победить время. «Христос раждается —славите, Христос с Небес —срящите» —так воспевает Святая Церковь. Именно «раждается», а не «родился». Это значит, что Воплощение Бога Слова есть вечно живое событие в ткани человеческой истории, как и в домостроительстве нашего спасения. Сын Божий превечно рождается от Отца. Но Он также постоянно рождается в тех верующих, которые отверзают Ему двери сердца, которые приносят Ему свою душу, как земля принесла вертеп, и предоставляют Ему свой разум, как предоставила Ему Свою утробу Преблагословенная Дева Мария.

Невозможно переоценить значение тех благодатных даров, которые излились на человеческий род вследствие воплощения Богочеловека Иисуса Христа. Святитель Григорий Богослов учит: «Сын Божий делается Сыном Человеческим... Он является ради нас, родившись впоследствии, чтобы Тот, Кто даровал бытие, даровал и благобытие, лучше же сказать, чтобы мы, ниспадшие из благобытия через грех, снова возвращены были в оное через воплощение». Божественная Премудрость изыскала способ не только спасти человечество от власти греха, проклятия, смерти и диавола, но и возвести человека на невиданную высоту совершенства. И вот, словно продолжая мысль великого каппадокийского богослова, святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, пишет: «Соблаговолив ныне упразднить основание для гордыни, которая губит Его разумную тварь, Бог совершенно уподобляется ей и, соединив ее неразрывно с Собою, и смирившись и обнищав по нашему образу, сущее долу соделал горним; лучше же сказать: свел то и другое воедино, Божество сочетав с человеческим естеством».

Божественное, неотмирное величие Рождества Христова становится еще рельефнее через сопоставление исключительного богатства его внутреннего духовного значения с безыскусной простотой окружающей его внешней бытовой обстановки. По слову Московского святителя Филарета, «Иисус скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью —пелены, первыми слугами Царствия —пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества».

Звезда Вифлеемская сияет для всех, но все ли готовы воспринять ее свет? Христос стучится в двери сердца каждого человека, но каждый ли подвигнется отворить Ему? Рождество Сына Божия принесло в мир откровение не только о Боге, но и о человеке, о том, кем должен стать человек со Христом и во Христе. Святитель Ириней Лионский прямо утверждает: «С тех пор как Сын Божий стал тем, что мы есть, чтобы мы стали тем, что Он есть, стало невозможно отделить наше изумление перед тайной Бога от нашего изумления перед тайной человека. Это откровение чад Божиих может стать достоянием каждого из нас, но лишь при условии, что Христос будет для нас Богом единым и единственным, в собственном смысле этого слова. Если же в глубине сердца мы будем прятать идолов самолюбия, гордыни, любостяжания и похоти —Господь удалится из этого капища, и чудо Его вочеловечения не станет началом чуда нашего обожения».

Сменяются эпохи в жизни Церкви и общества, но через века доносится до нас ободряющий призыв святителя Амвросия Медиоланского: «Потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искренне любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его, и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной. Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем встречать пришествие всесвятого Господа, дабы день рождения Того, Кто родился от Пречистой Девы, празднуем был непорочными Его рабами».

Хочется верить, что сегодня каждый из вас, пришедших в храм Божий поклониться новорожденному Богомладенцу Иисусу, ощутит счастье Божественного присутствия. Ведь значение рождественского богослужения состоит в том, чтобы сделать нас не только ликующими зрителями, но и, в духовном смысле, участниками Вифлеемских событий. Тому, кто хотя бы раз в жизни испытал это глубокое мистическое переживание, будет нетрудно поверить слову святителя Феофана Затворника: «В самый час рождения Господня небо все подвиглось на славословие, и всякая тварь, разумная и неразумная, пастыри, волхвы, Симеон праведный и Анна пророчица воспели славу Богу рождшемуся, восприяв сердцем, что рождением Своим Он сотворил избавление людям. Воспримите и вы сие чувством, и возрадуется сердце ваше, и радости сей достанет вам не на эти только дни, но и на всю жизнь».

Дорогие братья и сестры, чада церковные! Прославляя Христа Жизнодавца, помните о святом христианском звании, которое мы на себе носим. Старайтесь жить сообразно Закону Божию. Всей своей жизнью свидетельствуйте о том, что вы избранники Божии, люди, обновленные благодатью Божией. Всячески удаляйтесь от беззаконных дел и поступков, жительствуя «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит. 2, 12).

Если мы будем внимательны к себе, к делам и обстоятельствам и ко всему происходящему вокруг нас, то мы ощутим воздействие на нас и на весь окружающий мир силы Божией, любви Отца нашего небесного, Его благодати, охраняющей нас и спасающей от многообразных бедствий и зла.

Крепко держите хоругвь Православия. Защищайте православную веру от нашествия иноплеменных, от волков в овечьей шкуре —от лжебратии, раскольников и тех, кто жизнью в нечистоте навлек на себя анафему и погибель. Всегда помните слова Священного Писания: «…стойте, и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Сол. 2, 15).

Пастырей наших призываю: «…пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2–3). Со страхом Божиим, усердием и вниманием несите пастырское служение, памятуя о том, что Господь через Свою Церковь вручил вам попечение о православном народе, который вы призваны вести по пути в Царствие Небесное. Будьте верными священнической присяге, данной вами Господу.

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с великим, светлым и радостным праздником Рождества Христова и новым 2008 годом.

Желаю, чтобы этот год стал для всех нас летом благости Господней, чтобы Промысл Божий сохранил народ богохранимой Украины от бед, искушений, заблуждений, чтобы рознь века сего побеждалась любовью Христовой по слову апостола Павла «единством духа в союзе мира» (Евр. 4, 3).

Благодать и благословение Воплотившегося нас ради Господа нашего Иисуса Христа да пребудут со всеми вами. Аминь.

 

Рождество Христово, 2008 г.

ПОПУЛЯРНЫЕ Послания

  • Пасхальное послание 2008 год

    Христос Воскресе!

    По дару Божественного Промысла сподобилась ныне святая Церковь Христова вновь ощутить небесный восторг и превосходящую сознание радость всеосвящающей Пасхи Господней. Бескрайний океан счастья в эту светоносную и спасительную ночь изливается в сердца православных христиан, любящих Господа и прославляющих Его дивное и чудодейственное Воскресение.

  • Рождественское послание 2012 год

    Всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие о Христе братья и сестры, верные чада Святой Матери Церкви!

    Вновь разливается над землей тихий и радостный свет Вифлеемской звезды, осветивший много веков назад холмы древней Палестины и возвестивший всему миру великую и непреходящую радость Рождества Христова, объединяющей в едином ликующем славословии небо и землю, мир ангельский и мир человеческий. Озаряемые этим радостным светом пастыри славословят вместе с Херувимами Воплотившегося, недра земные уготовляют вертеп Пришедшему ради спасения Адама, волхвы спешат с дарами к Подателю жизни и все творение замирает, созерцая «великую благочестия тайну» —явления Бога во плоти (1 Тим. 3, 16).

  • Пасхальное послание 2011 год

    Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри, честные иноки и инокини, дорогие мои братья и сестры!

    В сегодняшнюю мироспасительную и светозарную ночь с великой радостью приветствую всех вас самыми дорогими для каждого христианина словами евангельской вести: