САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Пасхальное послание 2008 год

Христос Воскресе!

По дару Божественного Промысла сподобилась ныне святая Церковь Христова вновь ощутить небесный восторг и превосходящую сознание радость всеосвящающей Пасхи Господней. Бескрайний океан счастья в эту светоносную и спасительную ночь изливается в сердца православных христиан, любящих Господа и прославляющих Его дивное и чудодейственное Воскресение.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ

ОДЕССКОЙ МИТРОПОЛИИ

 

Со архангелы воспоим Христово Воскресение:

Той бо есть Избавитель и Спас душ наших,

и в славе страшной и крепцей силе паки грядет

судити миру, егоже созда.

(Воскресная стихира во святую и

великую неделю Пасхи вечера, гл. 2)

 

Христос Воскресе!

По дару Божественного Промысла сподобилась ныне святая Церковь Христова вновь ощутить небесный восторг и превосходящую сознание радость всеосвящающей Пасхи Господней. Бескрайний океан счастья в эту светоносную и спасительную ночь изливается в сердца православных христиан, любящих Господа и прославляющих Его дивное и чудодейственное Воскресение.

Благодатный огонь этой животворящей вести, вновь яркой вспышкой озаривший Гроб Господень, потек по миру, возжигая и согревая немеркнущим пламенем веры души истинных чад церковных.

Нет в мире другой такой радости, которая сравнилась бы с радостью о Воскресшем Господе Иисусе, и нет более достойного повода для ликования, чем известие о величайшей победе Христа над смертью и над диаволом. По словам вдохновенного проповедника пасхального благовестия святителя Иоанна Златоуста, «через Воскресение Христово угашается геенна огненная, умирает неусыпающий червь, ад приходит в смятение, диавол печалится, грех умерщвляется, злые духи преследуются, те, которые произошли от земли, взбегают на небеса, находящиеся в аду освобождаются от уз диавола и, прибегая к Богу, говорят диаволу: где ти, смерте, победа? (ср.: 1 Кор. 15, 55)» (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1896. т.II. с. 893).

Все христианство живет этой преизбыточествующей радостью Воскресения Христова, этим светлым предчувствием последнего исцеления и восстановления всей твари. Пусть яд смерти, вошедший в нашу природу через грех, действует еще в составах и тканях человеческого бытия, но безнадежность смерти уже сокрушена, сила ее уже истощилась, власть тления уже упразднена. Как пишет святитель Григорий Палама, «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни первого Адама, который через грех был поглощен смертью, и смертью снова отошел в землю, из которой был создан» (Григорий Палама, свт. Фессалоникийский. Беседы (Омилии). М.: Паломник, 1994. т. I. c. 187). Новая жизнь уже струится в жилах преображенного мира. Открывается уже таинственная весна благодати, непреходящая весна истины и нетления. «Правда, мы и теперь умираем прежней смертью, –говорит Златословесный учитель Вселенской Церкви, –но не остаемся в ней, и это не значит умирать... Сила смерти и подлинность смерти в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни... Если же он после смерти оживет, и притом лучшей жизнью, то это уже не смерть, но успение» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание св. Апостола Павла к Евреям. 17, 2).

Вне воскресного упования теряет силу и смысл всякая проповедь о Христе. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14), —учит святой Апостол Павел. А святитель Кирилл Иерусалимский прямо утверждает: «Исповедую Крест, ибо знаю о Воскресении. Ведь если бы Иисус остался распятым, я бы, может быть, Его не исповедал, а скорее умолк бы вместе с моим Учителем. Но так как за Крестом последовало Воскресение, то я не стыжусь повествовать о Нем» (Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительные поучения. XIII, 4).

Воскресение Господа Иисуса Христа имеет всечеловеческое и даже общекосмическое значение, ибо Богочеловек, как второй Адам? —это Родоначальник нового человечества и все, относящееся к Его человеческой природе, затрагивает в то же время и весь человеческий род, представителем которого Он является. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22–23), —так учит Апостол языков. А блаженный Феодорит Кирский поясняет: «В Воскресении нашего Спасителя мы имеем залог нашего воскресения. Он первый разрушил державу смерти, а за Ним, как за Начатком, будет, без сомнения, следовать и все человеческое естество» (Феодорит Кирский, блж. Толкование на 1–е послание Апостола Павла к Коринфянам. 15, 19–20).

Рассеивающий смертную тьму уныния догмат о всеобщем воскресении мертвых для каждого из нас бесспорен и утешителен, но не бесполезно напоминать себе о христианской ответственности перед Начальником жизни Иисусом за все, что мы совершаем здесь, на земле. Преподобный Ефрем Сирин не напрасно предупреждает: «Воскресение для всех одинаково: в великий день обновления воскреснут все —и добрые, а вместе и злые. Для всех одинаково Воскресение, потому что восстанут все в одно время, но различно воздаяние, потому что каждому воздано будет по правде... каждый приходит и поселяется в той стране, какую сам для себя уготовил» (Ефрем Сирин, прп. Творения. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1900. т.IV. с.486).

Завершив подвиг святой Четыредесятницы, мы должны войти в светлый пасхальный период, не растеряв приобретенных великопостными подвигами добродетелей. В этом нас напутствует богомудрый Филарет, святитель Московский: «Только тот имеет полную и неотъемлемую радость Воскресения Христова, кто со Христом и сам воскрес внутренно и имеет надежду воскреснуть торжественно; а сию надежду имеет только тот, кто приемлет участие в Кресте, страданиях и смерти Христовой» (Филарет Московский, свт. Слово в день Пасхи 1845 г.).

На Кресте совершилась тайна нашего спасения. Агнец Божий, приведенный на заклание, принял на себя нашу греховную немощь, прошел через долину смерти, разрушил силу ада. Он воскрес в человеческой Своей плоти, вознеся ее и нас «в первое достоинство…». После вочеловечения Христова и Его Воскресения был возвращен данный человеку при сотворении залог божественности.

Путь к Воскресению лежал через Голгофу. Путь каждого человека к своему воскресению во Христе лежит через принятие и достойное несение своего личного креста. Путь земной, воинствующей Церкви, ожидающей пришествия Господа, есть путь крестный. Основанная Христом Церковь, воинствуя за спасение человечества, ведет борьбу с грехом и злом, нас окружающими. У Церкви Божией в пределах нашего земного Отечества, в нашей многострадальной Украине, свой Голгофский путь. XX век —время мученической святости. Конец столетия и начало XXI века ознаменованы новой борьбой князя тьмы с истинной Церковью. Сущность этой борьбы нам всем известна, но в наше время только изменились формы этой борьбы.

А это значит, что каждый из нас, православных христиан, должен осознать важность нынешнего крестоношения для сохранения Православия в Украине. Тяжелыми бывают земные невзгоды и страдания. Но вера в Воскресшего Спасителя сильнее всех скорбей, она дает и крепость, и бодрость, и свет.

Радость о Воскресшем Господе дает нам силы и вдохновение в преодолении трудностей и искушений, а их, как показывает нам современная внутри–и околоцерковная ситуация в Украине, будет еще немало. Поверженный Воскресением Христовым диавол враждует против Православной канонической Церкви «в сильной ярости» (Откр. 12, 12). К сожалению, и у нас в стране находятся лукавые политики, которые коварно пытаются отторгнуть украинское Православие от Матери–Церкви —Московского Патриархата. Забывая кровавый опыт латинской экспансии прошлых столетий, эти амбициозные личности безответственно пытаются вывести корабль Украинской Церкви из безопасной бухты Русского Православия под бушующий натиск враждебных волн, накатывающихся на нас с отступившего от Христа Запада.

В этих трудных условиях задача каждого из нас состоит в том, чтобы, подобно древнему пророку Аввакуму, стоять на «божественной страже» (Авв. 2, 1), оберегая чистоту канонического устроения Церкви от поползновений политизированных и беспринципных группировок. Да поможет нам в этом тридневно Воскресший и сатанинские наветы посрамивший Христос Господь!

Сердечно поздравляю Вас, всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, с праздником Светлого Христова Воскресения. Воскресший из мертвых Господь да дарует всем вам преизобильно насладиться пасхальной радостью в этой жизни, а в блаженной вечности наследовать участь со всеми святыми, славящими Бога.

Храните себя от греха и страстей, ибо, по слову преподобного Исаака Сирина, «грешник не в состоянии и представить себе благодать Воскресения Христова» (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1893. с.422).

Да пребудет на вас благословение Божие, умудряющее вас во спасение и преумножающее в вашей жизни блага земные и небесные!

 

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

 

Пасха Христова, 2008 год.

ПОПУЛЯРНЫЕ Послания

  • Рождественское послание 2012 год

    Всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие о Христе братья и сестры, верные чада Святой Матери Церкви!

    Вновь разливается над землей тихий и радостный свет Вифлеемской звезды, осветивший много веков назад холмы древней Палестины и возвестивший всему миру великую и непреходящую радость Рождества Христова, объединяющей в едином ликующем славословии небо и землю, мир ангельский и мир человеческий. Озаряемые этим радостным светом пастыри славословят вместе с Херувимами Воплотившегося, недра земные уготовляют вертеп Пришедшему ради спасения Адама, волхвы спешат с дарами к Подателю жизни и все творение замирает, созерцая «великую благочестия тайну» —явления Бога во плоти (1 Тим. 3, 16).

  • Пасхальное послание 2011 год

    Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри, честные иноки и инокини, дорогие мои братья и сестры!

    В сегодняшнюю мироспасительную и светозарную ночь с великой радостью приветствую всех вас самыми дорогими для каждого христианина словами евангельской вести:

  • Пасхальное послание 2012 год

    Святая Православная Церковь в своих богослужениях и в светозарную пасхальную ночь и в светоносные дни Пасхи Христовой с ликующей радостью, в священном восторге прославляет и величает Воскресшего из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и с любовью благовествует людям, что Воскресение Господа явилось торжеством жизни вечной.