САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Свято-Николаевский мужской монастырь г.Измаил

 

Одесская область,г.Измаил

наместник:архимандрит Алипий(Цушко)

Николаевский монастырь принадлежал Афонскому Каракальскому монастырю. Основан был святогорскими монахами. Точное время основания этого монастыря неизвестно. Известно только, что княгиня Роксандра, жена молдавского князя Иоанна Александра пожертвовала 36 тысяч левов монахам Афонского Каракальского монастыря. Эти деньги монахи использовали, чтобы выкупить монастырь у турецкого паши Мустафы Челеби, который по приказы турецкого султана Селима конфисковал его в казну. Об этом свидетельствует грамота от 1499 года, оригинал которой хранился в Каракальском монастыре.
В 1641 году Константинопольский патриарх дарует монастырю ставропигиальное право, т.е. определенную самостоятельность в делах. В это же время в подворье монастыря монахи начали восстанавливать христианскую церковь, которая была построена еще в конце XIV века.
В документах “О митрополии” /1644 г./ есть пункт “О церкви Святого Николая в крепости Измаил”, где говорится о восстановлении церкви на месте разрушенной. Первая церковь была построена задолго до появления здесь монастыря и вероятнее была полуподземной, заглубленной в землю. Сохранились аналоги таких церквей /Каушанская, Килийская церковь Св. Николя/. По турецким законам, христианские храмы запрещено было возвышать над другими постройками. Наружный вид таких церквей был невзрачный, внутри спускались ступеньки. Интерьер был намного богаче экстерьера.
Церковь была отремонтирована и простояла до 1852 года, когда была построена новая, каменная. А на месте старой церкви была сооружена небольшая часовенка, которую время не сохранило до наших дней. Но ее существование подтверждает краевед Коломийцев. Археологические экспедиции 1989 и 1990 гг. обнаружили фундаменты этих строений.
Новая церковь была возведена из кирпича, оштукатурена. Это архитектурное строение трехчастное в плане с полукруглой апсидой было возведено в русско-византийском стиле. Средняя часть перекрыта куполом на высоте восьмигранного барабана. Купол имел луковичную форму. Декор фасадов в стиле русской архитектуры 17 века /перспективные порталы, фриз, лопатка/.
В 1912 г. Был проведен капитальный ремонт здания, фрески отреставрированы.
Южнее Николаевской церкви находиться церковь Успения Божьей Матери. История церкви тесно связана с Успенским монастырем. Построен он был воеводой Константином Бранковяну, бывшим князем Валахии /1686-1714/. Считался Успенский монастырь подворьем Вознесенского монастыря.
В грамоте Константинопольского патриарха Парфения I говорится об основании церкви Божьей Матери в 1643 года.
В 1769 году русский путешественник Клейман, описывая крепость Измаил, сообщает, что “крепость была слабоукрепленной, но в ней находилось два монастыря – Успенский и Николаевский”. Обе эти христианские церкви в середине XVII века, получили особый статус и подчинялись Константинопольскому патриарху.
21 июля 1770 года граф Румянцев направляет корпус Репнина для овладения Измаилом. И через полгода 12 декабря 1771 года генерал-майор Вейсман выдает открытый лист № 1793 игумену Успенского монастыря Иакову с братиею. Монастырь получает право распоряжаться своей недвижимостью, которая ему принадлежала. Но в 1774 году по Кучук-Кайнарджийскому миру крепость Измаил возвращается Турции.
11 декабря 1790 года у стен этого монастыря разыгралась одна из жестоких схваток, происходивших в этот день повсюду в крепости. Около тысячи татар заперлись в Успенском монастыре и оказывали русским войскам ожесточенное сопротивление. Ими командовал потомок Чингисхана Максуд-Гирей. Русские богатыри выломали ворота монастыря и после жестокой сечи принудили татар сдаться. Сильно пострадала и сама Успенская церковь. Около нее находились до начала XX в. несколько могил русских офицеров, погибших при штурме Измаила. В частности, тут была могила бригадира Рибопьера. Иван Степанович Рибопьер /1570-1790/, французский офицер на русской службе, командовал пятой колонной в день штурма крепости. Его бугские егеря наступали под общим руководством М.И. Кутузова. В первые же минуты боя мужественный бригадир был убит. Из 64 офицеров, погибших при штурме Измаила, Рибопьер был самым старшим по званию. 12 декабря 1790 года после штурма крепости суворовскими войсками в церкви пелся благодарственный молебен. Но 29 декабря 1791 года по Ясскому мирному договору Бессарабия возвращается Турции, и опять в истории монастыря страница турецкого господства.
14 сентября 1809 года русские войска вступили в Измаил. В крепости в тот период насчитывалось 567 душ христиан и 3250 душ магометан, пишет Г.Т. Коломийцев. Вокруг монастыря в 1812 году была построена каменная стена с одной стороны и деревянная с другой. Внутри монастыря было 33 деревянных “ветхих” келии, покрытых черепицей и камышом.
Монастырю принадлежало 30 деревянных лавок в городе, которые приносили 1663 лева дохода в год. Но с основанием города Тучкова жители крепости стали переселятся в город. Монастырь остался без дохода. Митрополит Гавриил обращается к С. Тучкову с ходатайством об отводе монастырю место в городе. Оно было выделено. В 1820 году митрополит просил у Святого Синода разрешения о переезде монастыря в город Тучков. Синод отказал, и монастырь остался в пределах крепости. Принимается решение о строительстве новой церкви, на что Иерусалимский патриарх Афанасий присылает 8 тыс. рублей. Она была построена и освящена в 1841 году, хотя в монографии “Бессарабия” под редакцией Г.К. Крушевина говориться: “Каменная Успенская церковь освящена в 1832 году”. В конце XIX века были построены каменные кельи, которые находятся сейчас к западу от церкви. В это же время монастырь и церковь были переподчинены Русскому Православному Синоду.
Церковь была сооружена из кирпича, оштукатурена. Прямоугольная в плане с полукруглой апсидой, четырехстолпная, однокупольная. Под северным и южным входами – полуциркульные фронтоны. Проемы окон и дверей стрельчатый, что отличало здание армяно-григорианских церквей от привычных нам храмов, в стиле которых и была построена Успенская церковь. Окна обрамляли наличники из камня. Церковь не большая. Историк штабс-капитан М. Галкин писал, что вместить она могла не более 200 человек. А краевед А. Музаркевич в “записках Одесского общества истории и древности” восхищается каменной церковью с колокольней во имя Успения Пресвятой Богородицы. И.М. Галкин и украинский историк А.А. Скалькорский, побывавший в Измаиле в 1847 году, свидетельствует, что со стороны бокового входа в церковь на каменном полу нашли они три гробовых доски с русскими надписями о том, что под ними покоиться прах павших при взятии Измаила 11 декабря 1790 года бригадира Рибопьера И.С., полковника Трусова Н.С. и умершего здесь в 1791 году полковника херсонского гренадерского полка Александра Воробьева, сына Никонова.
Далее А.А. Скальковский с удивлением замечает: “… несмотря на сдачу Измаила туркам по Ясскому трактату и владычество с 1791 по 1809 гг., могильные камни наших предков сохранялись невредимо, как бы ожидая восстановления русского владычества в этих местах, залитых кровью”2.
И как - бы продолжая мысль Скальковского штаб-с – капитан И.М. Галкин пишет: “Могилы эти, к сожалению, единственные, которые уцелели, все остальное не пощадило время. Но где же памятники, коими отмечены в вечные времена подвиги павших войск? Чем наконец почтена память русского воинства, поработавшего на славу во имя Родины; где могилы, где беспробудным сном чудо – богатыри, имеющие нравственное право на вечную память… Осталось ли что-нибудь, напоминающее о бессмертном подвиге? Молчит город и нет ответа на большинство поставленных вопросов 1”. Еще в 1916 году потомственный почетный гражданин города В.И.Филиппов говорил, что на одном из одесских кладбищ найдена надгробная плита, из надписи на которой явствует, что она была на могиле бригадира графа И.С. Рибопьера, убитого при штурме Измаила и погребенного на территории крепости. Каким образом эта плита попала на одесское кладбище, остается загадкой. И, где она теперь, - никто не знает 2.
И действительно, что же сделано потомками для сохранения памяти павших в ходе нескольких русско-турецких войн, что сделано для сохранения архитектурных памятников, коими являются культовые здания крепости?! Или вопросы, поставленные А.Скальковским и И.Галкиным риторические? Годы монахи, вплоть до закрытия монастырей и их переселения в Бородинский район /решение горисполкома № 634 от 11 ноября 1846 года/ 3 ухаживали за могилами. Церкви были действующими, приходскими.
В 1856 году румынское правительство закрыло Николаевский и Успенский монастыри. С присоединением южной Бессарабии к России в 1878 году правительство вновь возобновило их под общим названием – Крепостной монастырь. Были сооружены два кирпичных корпуса для всей монашеской братии, дом со службами для настоятеля и старшей братии, трапезная. Настоятелем монастыря был назначен иеромонах Феофан, румын по национальности, человек простой, доступный. По словам Коломийцева: … иеромонах принял монастырь в полном запустении и разорении, и введенное хозяйство старался поставить во всех отношениях. Монахи на кирпичных руинах крепостной почвы развели фруктовый сад, завели пчельник, свободные места засеяли хлебными растениями. Сам иеромонах ухаживает за всем хозяйством. Монахи возобновили традицию разведения садов на территории крепости Измаил на рубеже XIX – XX вв. В 1912 году был сделан капитальный ремонт Николаевской церкви – главному храму монастыря, приурочены празднованию 100-летия присоединения Бессарабии к России.
Руководство монастыря уделяло много внимания хозяйственной деятельности. Монахи вели образцовое хозяйство, получил значительные доходы. В монастыре были прекрасные сады – яблоневые, грушевые, абрикосовые. За монастырским домом /где находились келии монахов/ находилась теплица, где монахи выращивали лимоны. В садах рос миндальный орех, фундук. Старожилы помнят, что монахи нанимали людей для работы в саду. За работу в неделю платили по 25 лей. Выращивали картошку на поливе, помидору. Самое лучшее продавали, из несортовых помидоров варили томат. Содержали монахи и виноградник, но наемный труд не использовали, работали сами. Монахи добросовестно трудились в поле, засеивали пшеницей, ячменем, кукурузой и сами пекли хлеб. На Пасху монахи раскупоривали бочки с квашеньем и раздавали горожанам моченые яблоки, квашеные помидоры. На животноводческой ферме выращивали свиней, коров, овец, лошадей. Жили монахи только за счет натурального хозяйства.
Монахи тщательно готовились к торжествам по случаю религиозных праздников. В эти дни в резиденции епископа и монастыря накрывались столы, сколачивались скамейки и сотни людей угощались бесплатно. Интересно празднования Крещения. Все размещались возле Николаевской церкви. Здесь же организовывался постоялый двор для приема гостей с их повозками и лошадьми. Звонил самый звонкий колокол Успенской церкви, созывая на традиционную службу, а потом и празднество на всю округу. Пестрое, яркое шествие с хоругвиями, свечами и иконами направлялось к Дунаю. Главными действующими лицами этих торжеств были настоятель монастыря, монахи и человек, который должен был отыскать серебряный крест. Дунай в это время бывал прочно скован льдом. В нем делали прорубь и бросали в него крест. Здоровяк бросался в воду и доставал его. Священник освящал им Дунай, чан со святой водой, всех присутствующих. Праздник продолжался целые сутки. Со слов очевидцев, пышно и торжественно отмечались 2 румынских праздника: 10 мая – День Независимости и 6 июня - День возвращения на престол короля Румынии Карола II. На главной улице города – гр. Суворова – у собора Покровского выстраивался местный гарнизон в парадной форме. В монастырь из резиденции приезжал настоятель отец Саваати. Это был человек необыкновенной красоты и тонкого ума, вспоминают современники. Шутники-балагуры любили острить по поводу того, что городские дамы предпочитали исповедоваться только у отца Саваати. Он очень любил чистоту. Его ключником был Варсонофий. Интересно то, что глаза у него были разные: один – голубой, другой – карий. Варсонофий всегда был в работе, а работал больше с наемниками. По национальности он был молдаванин, родом из Кицкан, всегда с открытой и щедрой душой. Любил детей, что мог достать для них, то и приносил – сало, хлеб, овощи.
Были при монастыре и медпункт, начальная школа, епархиальное управление, в котором находились зимняя церковь с купелью-крестильной. Для того, чтобы дать возможность клеркам увеличить знания и таким образом быть всегда в ногу с достижениями науки во всех областях, епископией было постановлено начало епархиальной библиотеки. В ней содержалось 1703 тома, редкие книги на румынском, французском и русском языках. Кроме книг, библиотека получала много газет и журналов религиозного и научного содержания. Руководителем библиотеки был Петр Филатов. Библиотека играла важную роль в культурной жизни монастыря.
В 1924 году начал свое существование музей епархии под руководством профессора Николая Лорга. Посетив монастырь, он решил расширить экспозицию музея. Потребовал от церковных деятелей, чтоб они представили все предмты, иконы, не находящиеся в пользовании, но которые представляют историческую ценность для музея. Это все дает нам основание говорить, что монастырь в 20-40 гг. XX века был не только религиозно-хозяйственным, но культурным центром. Детей из школ города привозили на экскурсию в Крепостной монастырь. Один старожил вспоминает, что его мать, умирая, говорила: “Держись монастыря, только там тебе помогут и научат правильно жить”.
При монастыре по инициативе епископа Дионисия в 1935 году открыли приют для детей-сирот Измаила и Измаильского района. Для содержания приюта были созданы специальные налоги, которые начали вносить клерки епархии.
В приказах Министерства внутренних дел Румынии о развитии туризма и формуляре города Измаила от 1936 года, которые и по сей день значатся в архиве, говорится, что монастырь “крепость” введен в туристический маршрут по г. Измаил.
Теперь все это лежит в руинах. Известно, что иконы и церковная утварь из Успенской церкви находятся в женском Покровском монастыре в Киеве.
С освобождением этих территорий от фашистов Измаильский горисполком принимает ряд решений и постановлений. В решениях № 724 от 19 декабря 194* говориться, что Успенская и Крестовоздвиженская /ныне Диорама/ церкви не охраняются, что привело к расхищению ценных мраморных плит. В связи с этим принимается решение: “… в связи с целью сохранения Измаильской крепости и памятников, а также для проведения научной археологической работы зачислить Измаильскую крепость в категорию государственных исторических заповедников, восстановить Успенскую церковь, просить облотдел культпросветработы выделить средства на охрану памятников культуры и старины”.
В 1947 году Успенская церковь была исследована экспедицией по делам архитектуры при Совете Министров УССР и внесена в список памятников архитектуры республиканского значения, в Иллюстративный справочник-каталог “Памятники градостроительства и архитектуры УССР”.
Решением горисполкома № 100 от 13 февраля 1957 года объявляется, что Успенская, Николаевская и Крестовоздвиженская церкви охраняются государством, поэтому в соответствии с положением об охране памятников культуры, утвержденном советом Министром 14 октября 1948 года за “№ 3893 за ними устанавливаются охранные зоны. Подписывает документ архитектор города.
Бумаги множились, а церкви разрушались, использовались после закрытия, как складские. В 60-е гг. здание Николаевской церкви было передано кинопрокату, превращено в хозздание. Внутренняя перестройка полностью изменила вид культового здания, росписи были в основном уничтожены. Еще печальнее судьба Успенской церкви, которая в настоящее время находится в аварийном состоянии. Разрушена колокольня и перекрытия, полностью утрачен облик фасадов и интерьеров.
Все это разрушено во времена советской власти, а церкви - в руинах и сильном упадке до начала 90-х годов.
С созданием дирекции парка-музея “Крепость” при поддержке исполкома, предприятий, жителей и учащихся города Измаила началась борьба за восстановление памятников истории и архитектуры крепости.
25 апреля 1995 года решением Одесского областного Совета Народных Депутатов “О передаче Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей соответствующим парафиям Православной церкви” обе церкви переданы Украинской православной церкви Московского патриархата.
Малое предприятия “Измаилжилремонт” начало работы по консервации Успенской церкви, чтобы остановить дальнейшее разрушение. По заказу дирекции малое предприятие “Одессархпроект” подготовило чертежи восстановления Успенской церкви, составлена смета по ремонту Свято-Николаевской церкви. Эта документация в дальнейшем будет передана настоятелям проходов. В Свято-Николаевской церкви ведутся ремонтно-восстановительные работы, убраны железобетонные перегородки. Готовиться передача приходам монастырей зданий, прилегающих к церкви.
Между дирекцией и настоятелем приходов будут заключены охранные обязательства, предусматривающие обязанности прихода по сохранению и возрождению церквей не только как культурных зданий, но и памятников культуры и архитектуры. 19 сентября 1996 года дирекция парка-музея направляет в управление охраны недвижимых объектов письмо с просьбой включить в региональную программу по реставрации памятников Свято-Николаевскую и Свято-Успенскую церкви, просит выделения целевых средств на их реставрацию.
По благословению правящего архиерея Одесской епархии, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, Распоряжением №3 от 25.09.2002 года приходы Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей были преобразованы в Свято-Николаевский мужской монастырь Одесской епархии Украинской православной Церкви. Отец Алипий и еще трое человек пришли в эту разрушенную обитель. До нашего прибытия сюда почти ничего не было сделано для возрождения монастыря, так что начинали мы все с начала, имея только разрушающиеся церкви, святителя Николая чудотворца и Успения Божией Матери, и заброшенные и непригодные для жизни помещения, особенно в зимнее время. Но Господь, Матерь Божия и святитель Николай не оставляют нас грешных, и сегодня Вы можете увидеть как все преобразилось.
Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский 21 марта 2004 года в Свято-Николаевском храме обители совершил всенощное бдение с постригом в монашество троих послушников и возведением наместника обители игумена Алипия (Цушко) в священный сан архимандрита и вручением ему жезла наместника.