САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

История Епархии

Собранная воедино история Одесской епархии -  поразительно яркая и насыщенная картина фактов, событий, явлений и личностей в тесном переплетении которых очень отчетливо прослеживается могущественное действие Божественного Промысла, избравшего бескрайние просторы причерноморских степей для насаждения, распространения и утверждения на них Святой Православной веры.

 


За сто семьдесят лет  своего существования епархия многое пережила: периоды бурного развития и расцвета церковной жизни сменялись временами гонений за веру, но Церковь выстояла. Никакая сила и никакой соблазн не смогли уничтожить Православие, которое прочно укоренилось на плодородных землях Новороссии.

     После присоединения Крыма к России с 1786 по 1797 епархия называлась Екатеринославская и Херсонеса-Таврического, затем недолго Новороссийская и Днепровская, после чего – снова Екатеринославская. В 1837 году эта обширная епархия была разделена на две, одна из которых, с центром в Одессе, стала именоваться Херсоно-Таврической, включая в себя соответственно две губернии. В 1859 году, в связи с выделением Таврической епархии в самостоятельную, Херсоно-Таврическая архиепископия была переименована в Херсоно-Одесскую. В 1971 году епархия стала называться Одесско-Херсонской, а с 1991 года, после выделения Херсона в самостоятельную епархию – Одесской и Измаильской, каковой и продолжает оставаться в настоящее время.

  Среди одесских архипастырей первым является митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) (1746-1821 гг.),  который 22 августа 1794 года освятил основание Одессы и положил первые камни в основание трех одесских храмов: Святой Троицы, святителя Николая и святой Екатерины. Его трудами в Южной Пальмире были созданы необходимые условия для основания первого монастыря – Свято-Успенской мужской обители, открытой 1 июня 1824 года, через три года после смерти митрополита. 

Благодаря личному участию другого известного  архипастыря –  архиепископа Гавриила (Розанова) в 1838 году торжественно открылась первая Одесская духовная семинария, ставшая в самые короткие сроки ведущим духовным учебным заведением всего Новороссийского края.

Преемником архиепископа  стал  выдающийся богослов, пламенный проповедник и бесстрашный патриот – «Русский Златоуст» святитель Иннокентий (Борисов) (1800-1857 гг.). Промысел Божий поставил этого светильника Русской Церкви на Одесскую кафедру в один из самых страшных периодов ее истории – период Крымской войны 1853-1856 годов, когда Одесса дважды оказывалась под угрозой полного разрушения ее неприятельским флотом. Всенародное молитвенное прошение перед Касперовской иконой Божьей Матери, организованное святителем Иннокентием, защитило город.

Большой вклад в развитие духовной жизни Причерноморья сделали два выдающихся ученых и педагога архиепископы Никанор Бровкович и Иустин (Охотин), при последнем было основано миссионерство и проведен первый миссионерский съезд.   Нельзя не упомянуть и преподобного Гавриила Афонского.  Будучи настоятелем Свято-Ильинского русского скита Святой горы Афона, преподобный Гавриил в 1893-1905 годах неоднократно посещал Одессу и другие крупные города России. В южной столице империи он основал Свято-Пантелеимоновское подворье и Свято-Ильинский собор (ныне оба – мужские монастыри) и привез в город величайшие святыни: левую стопу святого апостола Андрея Первозванного и чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», ныне находящиеся в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.

В 1917 году  для всей Русской Православной Церкви наступило время тяжелых испытаний. Храмы закрывались, священнослужители и миряне подвергались массовому уничтожению. В 1919 году была закрыта Одесская духовная семинария, в 1920 году эмигрировал за границу митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский). Управление епархией захватили обновленцы - раскольники.

Единственным храмом, сохранившим верность Святейшему Патриарху Тихону, была Свято-Николаевская портовая церковь, настоятелем которой состоял святой праведный Иона Атаманский (1855-1924 гг.). Этот светильник веры и благочестия, дивный чудотворец Христов в те годы был подлинным столпом, на котором, по сути, держалось Православие в Одессе. Власть обновленцев продолжалась до 1944 года, и только с освобождением Одессы  от оккупантов жизнь епархии стала налаживаться.

Ярким архиереем советской эпохи стал архиепископ Никон (Петин) (1902-1956 гг.). При нем был обновлен и благоукрашен Свято-Успенский кафедральный собор, отремонтировано большинство храмов Одессы, восстановлены монастыри. На территории Свято-Успенской мужской обители была построена летняя резиденция Московских Патриархов.

Эта резиденция, ставшая местом постоянного пребывания Патриарха в Одессе в летний период, сыграла важную роль в деле сохранения Одесской духовной семинарии и Свято-Успенского мужского монастыря в годы советской власти. Многочисленные конференции и встречи на высшем уровне, неоднократно проводившиеся в ее стенах, вынуждали руководителей СССР более лояльно вести себя по отношению к Церкви, показывая, таким образом, представителям иностранных держав свое, якобы доброжелательное отношение к ней.

В годы тяжелых хрущевских гонений, когда многие храмы и монастыри были ликвидированы и переоборудовано под клубы и библиотеки, Херсоно-Одесской епархией управлял митрополит Борис (Вик) (1906-1965 гг.). Невероятным напряжением сил ему удалось сохранить Свято-Успенский кафедральный собор и духовную школу Одессы.

С распадом СССР Одесская епархия вынуждена была пережить новое тяжелое испытание, связанное с раскольнической антицерковной деятельностью митрополита Филарета (Денисенко), оказывавшего сильное давление на духовенство Украины с целью увлечь и его, и вверенный его попечению православный народ, в раскол. Лишь с прибытием в Одессу митрополита Агафангела (Саввина) церковная жизнь стала возрождаться и налаживаться.